Выставка "Сантьяго Калатрава. В поисках движения" открылась в Эрмитаже
27 июня 2012 года
Выставка "Сантьяго Калатрава. В поисках движения", посвященная творчеству одного из самых известных современных архитекторов, открылась в среду в Петербурге в Николаевском зале Эрмитажа, рассказали в пресс-службе музея.
"Эрмитаж, выставляя работы архитектора и инженера рядом с произведениям великих живописцев, подтверждает, что архитектура - это, как считали древние, и ремесло, и искусство", - отметил на пресс-конференции в среду сам Калатрава.
Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский добавил, что для музея это не совсем привычный формат выставки.
"Однако произведения Калатравы вписываются в знакомый нам контекст показа классической архитектуры, а также так называемой "бумажной архитектуры", то есть зданий, существовавших только на бумаге. Кроме того, она перекликается с самим Эрмитажем, представляющим собой уникальное произведение российского зодчества", - сказал он.
Также, по его словам, приезд испанского мастера и его выставка сыграют серьезную просветительскую роль.
"Она (выставка) может поспособствовать воспитанию хорошего архитектурного вкуса у российского зрителя. К сожалению, самым разным слоям нашего населения, как более, так и менее образованным, присуще его отсутствие", - добавил Пиотровский.
Испанский мастер представлен на выставке не только в качестве архитектора, но и как художник, скульптор и сценограф. Основную часть экспозиции составляют архитектурные макеты построенных им зданий. Однако открывают выставку именно картины Калатравы, на которых он изображает человеческое тело, а также абстрактные скульптуры, представляющие человека и его скелет как своего рода архитектурное сооружение.
"Как и самые древние художники, я полагаю, что в центре всего находится человек, и, следовательно, весь мир мы можем познать только через тело", - отметил архитектор.
Большинство критиков сходятся в том, что вдохновение Калатрава черпает в природе и созданных естественным образом конструкциях. В связи с этим архитектор так увлекается движущимися объектами. В частности, на выставке можно увидеть проект моста, находящегося в непрерывном движении, или концепт фонтана, железные прутья которого представляют собой подвижные струи.
Один из самых амбициозных проектов, предложенных архитектором, - церковь Блаженного Хупинеро Серры в Лос-Анджелесе, движение закрывающейся и раскрывающейся крыши которой имитирует взмах крыла птицы. Так же стальные конструкции вокзала Ориенте в Лиссабоне напоминают тропический лес, а своды оперы в Тенерифе повторяют силуэты пальмовых листьев.
Одной из главных профессиональных удач сам Калатрава назвал строительство нескольких объектов в его родном городе Валенсия, где ему удалось превратить заброшенный промышленный район в культурный центр.
Калатрава подчеркнул, что для него это очень личная выставка, так как большая часть экспонатов выполнена его руками. Во время показа он сам продемонстрировал один из своих первых проектов: ворота ангара, которые в открытом состоянии превращаются в крышу, но напоминают по форме улыбку.
Помимо архитектуры и дизайна, испанский мастер занимался и керамикой, которую считает предтечей любого строительства: так, в экспозиции представлены несколько висящих огромных яиц, созданных и вручную расписанных Калатравой. Также здесь можно увидеть несколько объектов, созданных в виде эксперимента для New York City Ballet, когда архитектору предложили попробовать себя в роли сценографа.
На пресс-конференции Калатрава признался, что был бы рад спроектировать для Петербурга какое-либо здание или мост, строительством которых он, в первую очередь, прославился. Однако он также признался, что это была бы непростой задачей: архитектор считает невозможным нарушать "небесную линию" города или вторгаться в исторический центр.
В прошлом году Калатрава уже был в Петербурге, приехав с лекцией по приглашению художественного руководителя Мариинского театра Валерия Гергиева, который лично присутствовал в среду на открытии экспозиции.
Выставка продолжит свою работу до 30 сентября.