Выставка религиозного лубка открывается в Михайловском дворце в Петербурге
23 августа 2012 года
Выставка "Религиозный лубок", составленная из "народных картинок" из коллекции Русского музея, открывается 23 августа в Михайловском дворце в Петербурге, большая часть гравюр и литографий на духовную тематику будут экспонироваться впервые, рассказали в пресс-службе Русского музея.
"Духовный лубок заменял в крестьянском быту икону. Дело в том, что народная икона была дороже, и не во всяком доме могли себе позволить ее купить. Сюжеты лубка, конечно, брались из иконописи, как правило, из допетровской, но были представлены в совершенно отдельной, специфической технике", - рассказала куратор выставки Юлия Ходько.
В экспозицию вошло порядка ста произведений духовной народной графики. В одном из залов организаторы постарались провести параллель между иконописью и народной гравюрой, повесив рядом с лубками, изображающими Распятие, Воскресение и Богородицу, народные иконы, из которых заимствовались не только сюжеты, но и композиционные решения.
Впрочем, по словам Ходько, некоторые сюжеты развивались в лубке и иконописи параллельно - в частности, в изображениях искушения Святого Антония, которые также представлены на выставке.
Вопреки распространенному мнению лишь треть от общего количества крестьянских лубков была посвящена не религиозным, а светским сюжетам. Однако, как подчеркнула Ходько, представление о сакральном у крестьян было несколько расплывчатым, и нередко рядом с красным углом вместо изображения святых появлялись лубки с героями народных рыцарских романов, таких как Бова Королевич и другие.
Также на выставке можно увидеть, как формировался канон лубка и развивались цветовые решения. Так, к началу XIX века появился лубочный стиль, в котором за каждым элементом изображения закрепилась определенная манера: листья обозначали ромбами, землю волнистыми линиями и так далее. Также постепенно вместо минеральных красок, которыми расцвечивали гравюры, чтобы сделать незаметными расплывшиеся контуры, стали использовать анилиновые красители. В результате чего в лубке стал преобладать вишневый и сиреневые цвета.
Что касается развития канона, то искусствоведы отмечают, что авторами более поздних лубков часто становились недоучившиеся художники, которые таким образом привносили в народное искусство элементы "высокой" художественной традиции.
В конце XIX века благодаря развитию полиграфической промышленности появилась цветная печать, и для создания лубков стали массово использовать хромолитографию. Как подчеркивает Ходько, технический прорыв позволил перенести в жанр лубка почти все художественное наследие того времени, в результате, в экспозиции можно увидеть лубочные вариации полотен Рубенса и Рембрандта на библейские сюжеты.
"Лубок любопытен не только с культурологической точки зрения, он остается интересен и сточки зрения техники и стиля народной жизни. Конечно, для эпохи Нового времени каждому важно выражать себя как личность, что было чуждо эпохе Средневековья, когда человек воспринимал себя именно как часть соборного, целого. И в этом смысле в лубке очень точно отражается культура Средневековья", - отметила Ходько.
Выставка, как подчеркивают организаторы, посвящена памяти Марии Алексеевой, знаменитой исследовательницы русской гравюры и лубка.