Выставка предметов из клада Нарышкиных открывается в Константиновском дворце в Петербурге
4 июня 2012 года

Выставка "Тайны Санкт-Петербурга", на которой будут представлены предметы из клада Нарышкиных, обнаруженного в конце марта в ходе реставрационных работ в особняке Трубецкого, в понедельник начнет работу в Константиновском дворце. В экспозиции можно будет увидеть около 340 предметов из 2,168 тысячи найденных, рассказали в пресс-службе компании "Интарсия", обнаружившей клад.

"Ценность экспонируемых предметов заключается в том, что они дают представление о дворянской культуре того времени, а именно - о культуре застольного этикета, который сегодня мы можем восстановить лишь по мемуарам. Также мы можем своими глазами увидеть, насколько высокохудожественным был состав посуды, находящийся в руках одного из дворянских родов. Ведь сегодня мы можем только догадываться, как, например, выглядели императорские сервизы", - сообщила агентству Евгения Фурсикова, старший научный сотрудник Константиновского дворца.

В состав выставленных предметов, в первую очередь, вошли столовые сервизы, которые были созданы преимущественно в середине и конце XIX века в мастерских известных русских ювелиров, таких как Сазиков, Овчинников, Хлебников, Кейбель, братья Грачевы и другие. Но так как семья Нарышкиных много проводила за границей, едва ли не половину клада также составляют изделия европейских мануфактур: Falize, Aucoc Aine, Touron и других. Основная часть предметов была сделана на заказ: они украшены фамильным гербом Нарышкиных.

Посетители выставки увидят предметы из клада фактически в том виде, в каком они и были найдены.

"Экспонаты на выставке прошли лишь очистку от пыли и покрыты только патиной, которая представляет для предметов защитный слой. Их не касались руками и не полировали", - отметила Фурсикова.

В пресс-службе компании "Интарсия" отмечают, что решение показать клад всем желающим еще до начала исторической экспертизы было принято исходя из огромного интереса, который эта находка вызвала в обществе. На данный момент идет реставрация и инвентаризация предметов, перевезенных для временного хранения в стены Константиновского дворца. После окончания выставки, длительность которой пока не определена, министерством культуры будет создана специальная комиссия, которая займется непосредственно экспертизой.

В первом зале выставки представлен парадный столовый сервиз, выполненный мастерской поставщика императорского двора, ювелира Игната Сазикова в "русском стиле".

"Комплектность этого сервиза потрясающая: здесь представлены предметы, необходимые для всех этапов парадной трапезы, - от подачи закусок до чаепития", - подчеркнула Фурсикова.

Особый интерес представляет чаша для пунша с решеткой, на которую клалась сахарная голова, и чарками, которые украшают русские поговорки вроде "И курица тоже пьет" или "Загорелась душа до винного ковша". В традициях мастерской Сазикова многие предметы украшены сценами из крестьянского быта.

Особую ценность представляет набор солонок, в которых сохранились стеклянные вкладки. На одном из предметов снизу выгравирована буква "Н", очевидно, отмечающая личную чашу отца семейства Василия Нарышкина.

Также в состав предметов не из комплекта сервиза, изготовленных Сазиковым, вошла лампада и поднос для визитных карточек, на котором предположительно выгравирована картина Верещагина.

"Во втором зале мы постарались хотя бы фрагментарно представить разнообразие комплектов столового серебра, входящих в клад Нарышкиных. Многие предметы, как известно, переходили из поколения в поколение, это касается и сервиза, созданного в 1836 году петербургским ювелиром Иоганном Кейбелем, которому, в частности было доверено изготовление императорской короны. Для семьи Нарышкиных он создал свадебный кофейный сервиз", - рассказала Фурсикова.

Предположительно, этот комплект из 26 предметов предназначался в подарок на свадьбу Марии Долгорукой, в замужестве Нарышкиной.

Также во втором зале можно увидеть чайный набор мастерской Сазикова и самовары работы братьев Грачевых. Во французских сервизах зачастую были лишь кофейные наборы, так что, как правило, они дополнялись для чаепития самоварами уже производства российских мастеров.

Во втором зале находится и кубок за победу в конных скачках, выполненный в мастерской Фаберже, наименее полно представленной в кладе Нарышкиных. Определенный интерес представляет несессер, по которому можно представить себе быт того времени. Например, в него входили такие предметы, как приспособление для подтягивания шнурков и специальный предмет для очистки фетровых шляп.

В заключительном зале можно увидеть русские чайные наборы и изделия французских фирм Aucoc Aine и Touron. Также здесь выставлены массивные канделябры-жирандоли, в орнаменте которых также использованы сцены из крестьянской жизни.

Помимо столовых сервизов в кладе Нарышкиных были обнаружены и различные бытовые предметы, например, такие как ручка для электрического звонка. Особняком стоит выставленный в третьем зале так называемый инро, японский ящик для письменных принадлежностей.

Как рассказали сотрудники Константиновского дворца, в экспозицию частично не вошли столовые приборы из комплекта сервизов, количество которых исчисляется сотнями, и блюда и подносы, которые в силу своих больших размеров было затруднительно выставить в музейных помещениях. Также в число представленных на выставке предметов было решено не включать некомплектные предметы и экспонаты, состояние которых вызывает опасения и требует реставрации.

Сотрудники Константиновского дворца согласны с тем, что разделять коллекцию было бы неправильно, так ее ценность заключается в целостности. Также они считают, что предметы клада будет правильно выставить в антураже, который позволит представить себе ход дворянской трапезы. В свою очередь компания "Интарсия" настаивает на том, что необходимо создать постоянную экспозицию в особняке Трубецкого, где и произошла уникальная находка.

В пресс-службе "Интарсии" также подтвердили, что потомки Нарышкиных не обращались к ним по поводу найденного клада.

Тайник с кладом Нарышкиных был обнаружен 28 марта между перекрытиями первого и второго этажей дворового флигеля особняка Трубецкого, расположенного в центре Петербурга на улице Чайковского. С 1750-х годов на месте особняка находилось два дома, один из которых принадлежал прадеду поэта Александра Пушкина - Абраму Ганнибалу. В одно здание они были перестроены в 1832 году по проекту архитектора Лемана. В 1875 году дом приобрел князь Василий Нарышкин, для семьи которого его перестроил архитектор Гедике. В настоящее время в особняке идет реставрация.