Выставка переводчицы "Манифеста футуризма" Варвары Бубновой открывается в ГТГ
11 мая 2011 года

Выставка, посвященная 125-летию художницы Варвары Бубновой, открывается в Третьяковской галерее в четверг, сообщили в пресс-службе музея.

Имя этой художницы связано, прежде всего, с кругом художников-авангардистов. Она выставлялась вместе с Малевичем, Гончаровой, Ларионовой и Бурлюком и стала именно тем человеком, который перевел с французского "Манифест футуристов".

Правда, на выставке почти не увидеть ранних произведений Бубновой - они сгорели вместе с ее мастерской и домом во время бомбежки 1945 года в Токио, куда она переехала в 1922 году вместе с матерью к своей сестре Анне Бубновой-Оно, скрипачке, вышедшей замуж за японца. Кстати, племянница мужа Анны по имени Йоко стала не художницей, певицей и женой легендарного "битла" Джона Леннона.

Покидая Россию, Бубнова предполагала, что задержится в Японии на год-два, а осталась почти на 40 лет, снискав за эти десятилетия славу одного из лучших литографов страны за свои монохромные литографии, обращенные к японской живописи тушью, но без подражательности и стилизации.

Поэтому в музее можно увидеть преимущественно вещи 1940 - 1970-х годов - всего порядка 70 произведений, черно-белые и цветные литографии и акварели из собрания Третьяковской галереи и ГМИИ имени Пушкина.

Редкие довоенные листы представлены на выставке литографией "Слушают скрипку" и акварелью "Человек, который страдает животом" 1920-х годов.

Среди произведений 1950-х годов, которые сделали Бубнову известной в Японии - портреты "Девочка" и "Чио Сасаки", натюрморт "Белые цветы на сером фоне", жанровые сценки "В вагоне III класса" и "Из леса".

С 1960-х, момента возвращения художницы в СССР, в ее произведениях снова появился цвет из-за невозможности печатать литографии. В этом разделе показывают, например, акварели "Сухуми. Вечер" и "Портрет А.О.", пастель "Белый цветок в голубой вазе".

Эта выставка - не первый показ работ Бубновой: впервые ее творчество было представлено в стенах Третьяковской галереи в 1999 году после передачи в дар музею ее произведений.