Выставка об американских предвыборных кампаниях откроется в вашингтонском Музее новостей
17 февраля 2012 года
Выставка, рассказывающая об освещении американских предвыборных кампаний в СМИ, откроется в пятницу в вашингтонском музее новостей Newseum.
"Выставка "Каждые четыре года: президентские кампании и пресса" позволяет посетителям заглянуть за кулисы кампаний кандидатов и жизни журналистов, освещающих эти кампании. Отношения между кандидатами в президенты и прессой является важной частью демократического процесса и отвечает задаче музея Newseum - помогать посетителям лучше понимать наши свободы, принципы работы журналистов и роль прессы в свободном обществе", - сказал журналистам глава музея Джим Дафф.
Экспозиция охватывает период с 1896 года, то есть с президентской кампании Уильяма Маккинли, вплоть до наших дней. Хотя выставка затрагивает довольно широкий круг тем, сразу выявляются ключевые: изменение механизмов влияния на общественное мнение с развитием электронных средств массовой информации, создание положительного имиджа кандидатов (и отрицательного - их конкурентов), включение "фактора супруги" в избирательные кампании, пародии на кандидатов как часть предвыборного процесса, мобильные избирательные штабы кандидатов, отношения кандидатов с журналистами.
Выставка доказывает тезис о том, что многое из того, к чему современный американец относится как к должному, далеко не всегда было столь очевидным. Так, первым кандидатом в президенты, у которого появился свой пресс-секретарь, был Вудро Вильсон, и произошло это не так давно - в 1912 году. Публичные поцелуи и объятия кандидатов в президенты с женами стали нормой сравнительно недавно: еще в 2000 году страстный поцелуй Альберта Гора вызвал у журналистов вопрос, что именно он хотел сказать этим жестом. На это Гор ответил, что все, что он хотел сказать, было адресовано только его жене Типпер.
Роль телевизионной картинки особенно очевидно проявилась в 1960 году, когда тогдашние кандидаты в президенты Ричард Никсон и Джон Кеннеди согласились провести серию теледебатов. Дебаты транслировались и по радио. У телеаудитории, согласно опросам, загорелый, расслабленный Кеннеди не оставил никаких шансов бледному, постоянно потеющему Никсону, однако радиослушатели в основной своей массе отдали предпочтение старшему из кандидатов.
Наиболее ярким свидетельством того, чем являются предвыборные кампании для журналистов, служит ящик, доверху наполненный карточками-ключами от гостиничных номеров. Владелец коллекции - оператор телекомпании CNN Дэвид Раст, освещавший кампании с 1996 по 2008 год. За эти годы он собрал 1 тысячу 208 ключей.
Не менее яркое впечатление производит список вопросов журналистки телеканала CBS Кэйти Курич, подготовленных для интервью 2008 года с кандидатом в вице-президенты США Сарой Пэйлин. Вопросы очень острые по форме и явно нацелены на то, чтобы спровоцировать столь же резкие ответы, тем более, что Пэйлин славилась и славится непредсказуемостью своих высказываний: "Что происходит, когда демократия не приносит ожидаемых плодов? США добивались выборов в Газе, а победил "Хамас", "Вы говорили о том, что близость Аляски к России является частью вашего опыта в международной политике. Что вы имели в виду?", "Россия в последнее время поигрывает мускулами, вот недавно в Грузии. Что бы вы сказали Владимиру Путину, если бы встретились с ним?", "Вы считаете, что Россию надо выгнать из "большой восьмерки" и если да, то почему?"
Особое внимание на выставке уделено интернет-технологиям и их влиянию на предвыборный процесс. Оказывается, первым кандидатом в президенты, внедрившим интернет во все сферы кампании, стал бывший губернатор Вермонта Говард Дин, и сделал он это в 2004 году. А уже в 2008 году Барак Обама собрал только через интернет 500 миллионов долларов.
Авторы выставки в плане использования новейших технологий решили не отставать от ее героев. Экспозиция - подчеркнуто мультимедийная. Например, если посетитель хочет послушать отрывок из инаугурационной речи Франклина Рузвельта, он может сфотографировать своим смартфоном QR-код, и отрывок окажется прямо у него в телефоне.
Выставка продлится до 27 января 2013 года.
Newseum - единственный в мире на сегодняшний день музей, посвященный новостям, и один из немногих платных музеев в Вашингтоне. Он открылся 11 апреля 2008 года.