Выставка немецкого фоторепортера Барбары Клемм открылась в Петербурге
25 апреля 2012 года
Выставка "Свет и тень. Фотографии из Германии" известного немецкого фоторепортера Барбары Клемм открылась во вторник, 24 апреля, в Петербурге в Государственном центре фотографии "Росфото", сообщили в пресс-службе выставочного центра.
"Я никогда не рассматривала свои работы как произведения искусства. Мне всегда хотелось просто сделать хорошие снимки для моей газеты. Но если мне удавалось добиться того, что кадр был хорош как по содержанию, так и по композиции, то кто-то может сказать, что это уже искусство. И я с ним не буду спорить", - рассказала Барбара Клемм, приехавшая в Петербург на открытие своей персональной выставки.
Автор знаменитого во всем мире фотоснимка "братского поцелуя" Брежнева и Хонеккера проработала более 30 лет как штатный фотокорреспондент немецкой газеты Frankfurt Allgemeine Zeitung, запечатлев за это время на пленке все основные вехи новейшей истории Германии.
Открывается выставка кадрами центрального для современной Германии события - падения Берлинской стены, открытия Бранденбургских ворот и объединения ФРГ и ГДР. До этого события, еще в годы холодной войны, Клемм была одним из немногих журналистов Западной Германии, которым было позволено работать в Восточной.
Помимо Хонеккера на ее фотографиях можно увидеть других глав немецкого государства - Вилли Брандта, Гельмута Коля, Герхарда Шредера, Ангелу Меркель, а также их российских коллег - Бориса Ельцина и Михаила Горбачева.
Однако на портретах Клемм запечатлены и люди далекие от политики: в экспозиции выставки можно увидеть фотографии режиссеров Альфреда Хичкока и Райнера Вернера Фассбиндера, художников Энди Уорхола и Йозефа Бойса, писателя Генриха Белля и модель Клаудию Шиффер.
"Но если вы пройдете по выставке, то заметите, что меня больше интересуют обычные люди и их чувства, чем именитые политики или знаменитости. Просто когда ты работаешь в газете, они остаются твоим непосредственным материалом, и, кстати, тоже могут быть вполне интересны", - подчеркнула фотограф.
Поэтому основную часть выставки занимают бытовые зарисовки, городские фотохроники: кадры, снятые на демонстрациях в поддержку Анжелы Дэвис сменяются снимками из жизни гастарбайтеров, нового явления для Германии того времени.
"В последнем зале выставки представлены фотографии, сделанные в Вашей стране. Это результат того, что меня попросили посмотреть на Россию глазами зарубежного фотохудожника", - отметила Клемм.
Впервые она оказалась еще в Советском Союзе в 1987 году, а затем еще дважды приезжала в Россию. По словам фотографа, в этот приезд она тоже гуляла по Петербургу с фотоаппаратом и заметила большие изменения в сравнении с тем, что она видела раньше. В частности, Клемм отметила, что российская молодежь внешне почти неотличима от немецкой.
Барбара Клемм продолжает снимать на пленку, не пользуясь цифровыми технологиями, а все ее работы по-прежнему черно-белые, так как фоторепортер уверена, что цветное фото слишком отвлекает на себя внимание в газетной статье.
Барбара Клемм родилась в 1939 году в Мюнстере. С 1956 по 1958 годы училась в портретной мастерской в Карлсруэ. В 1959 году начала работать в редакции газеты Frankfurt Allgemeine Zeitung изготовителем клише и лаборанткой, и параллельно - свободным фотожурналистом. С 1970 по 2004 год была редакционным фотографом литературного отдела и отдела политики газеты.
С 1992 года является членом Академии искусств Берлин-Бранденбург (отдел кино и медийного искусства). С 2000 года - профессор фотографии в Высшей школе прикладных наук в городе Дармштадт. В настоящее время Барбара Клемм живет и работает во Франкфурте-на-Майне. С 1969 года состоялось более 20 ее персональных выставок по всему миру.
Выставка будет работать до 27 мая.