Выставка Михаила Нестерова открылась в Русском музее в Петербурге
6 апреля 2012 года
В четверг в Петербурге в Корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка Михаила Нестерова, приуроченная к 150-летнему юбилею знаменитого русского живописца, рассказала Светлана Петрова, заместитель директора Русского музея по научной работе.
"В экспозиции представлено порядка 200 работ Нестерова. То есть, это самая крупная выставка художника за все время", - отметила Петрова на открытии выставки.
По ее словам, произведения из фондов Русского музея - 30 живописных и 30 графических работ - составили лишь треть от всех картин, выставленных в Корпусе Бенуа. Остальные работы были предоставлены частными коллекционерами, Третьяковской галерей и рядом других музеев.
Куратор выставки Павел Климов обратил особое внимание желающих посетить выставку на эскизы Нестерова к росписям в церквях, которые никогда не выставлялись ранее, а также на работы художника уже советского периода, которые сейчас принадлежат частным владельцам или находятся в коллекциях небольших провинциальных музеев.
"Объем и разнообразие выставки позволит развенчать заблуждение, что Нестеров - это художник, который до революции рисовал монашек, а в советское время переключился на портреты", - сказал Климов.
По словам организаторов, для удобства восприятия выставку было решено скомпоновать не по исключительно хронологическому и не по тематическому принципу, а соединить сразу оба подхода.
"В первом зале мы расположили ранние работы художника, которые были написаны еще в мастерской Перова, у которого Нестеров учился. Но, помимо жанровых и исторических полотен, здесь можно увидеть и произведения, участвовавшие еще в выставке "Мир искусства", где уже видно обращение живописца к "странным людям" - отшельникам, пустынникам", - рассказала Петрова.
Наряду с портретами Коровина и первой жены Нестерова, в первом зале представлены "Пустынник" и "Видение отроку Варфоломею", принесшие художнику первую славу и первые деньги, позволившие отправиться в Италию.
В следующем зале расположены малоизвестные эскизы Нестерова к росписям храма в Абустамане в Грузии, а также макеты мозаик для Спаса-на-крови.
Женским образам, созданным Нестеровым, на выставке посвящен отдельный зал. "Художника интересовала тема женской судьбы, но встречи и расставания не показываются у художника "в лоб", они представлены, скажем, в состоянии влюбленности, отчуждения, расхождения и так далее", - рассказала Петрова.
В этом разделе выставки представлены такие работы, как "На горах", "За Волгой", "Великий постриг", а также портреты дочери художника, в том числе одна из самых известных работ художника - "Амазонка".
Четвертый зал связан с тремя знаменитыми философско-религиозными работами художника: "Святая Русь", "Путь ко Христу", "Душа народа". На выставке не представлено только последнее из этих произведений Нестерова, оставшееся в Третьяковской галерее.
"В советское время Нестеров уже не мог официально писать картины на религиозные темы, он делал это для себя и для частных коллекционеров. Поэтому последний этап его творчества связан с портретами. Но он не писал на заказ, как правило. Его моделями становились люди, которых он знал лично и уважал", - отметила Петрова.
В пятом зале представлены портреты Павла Флоренского, Сергея Булгакова, Ивана Ильина, архиепископа Антония и других.
В самом конце выставки расположено последнее полотно Нестерова, которое художник закончил за несколько месяцев до смерти - "Осень в деревне".
Кроме многих архивных материалов, на выставке представлены также русские народные костюмы. "Дело в том, что Нестеров не придумывал своих персонажей полностью. Он видел их в натуре, и свидетельство тому как раз костюмы различных сословий, которые хранятся в наших фондах и которые мы расположили рядом с соответствующими произведениями", - пояснила Петрова.
На открытии выставки присутствовала Мария Титова, внучка живописца. Она отметила, что проведение юбилейной выставки в Петербурге обосновано, потому что, хотя сам Нестеров провел в северной столице относительно немного времени, здесь находились многие его друзья по переписке, с которыми он всегда поддерживал связь.
Директор Башкирского государственного художественного музея имени Нестерова Исмагилов Файзрахман, также приехавший на открытие выставки, отметил, что в Башкирии пройдут празднования юбилея художника, а на его родине, в Уфе, будет в этом году установлен памятник.