Выставка "Медиа форума" ММКФ показывает кино-эксперименты Дали и Дюшана
22 июня 2012 года
Выставка "Погружения: в сторону тактильного кинематографа", открывшаяся в пятницу в рамках "Медиа форума" Московского кинофестиваля в фонде культуры "Екатерина", представляет эксперименты знаковых художников ХХ века в области кино.
Эта экспозиция - центральное событие XIII "Медиа форума" ММКФ. Она является продолжением начатого ровно год назад проекта "Расширенное кино", который размещался в Московском музее современного искусства и центре "Гараж".
"Главное отличие нынешней выставки от предыдущих в том, что мы решили объединить сегодняшний день с историей XX века. Здесь можно познакомиться с "Анемик синема" Марселя Дюшана, киноопытами Сальвадора Дали и Нам Джун Пайка. Одним словом, увидеть разные эксперименты, которые ведут к тому, чтобы зритель перестал быть пассивным и стал соавтором произведений, а также получил возможность думать и не становиться рабом чужих иллюзий, которые дает мэйнстримовый кинематограф",- рассказала журналистам куратор "Медиа форума" Ольга Шишко.
По ее словам, ограниченное экспозиционное пространство не позволило им поместить всех авторов, которых бы хотелось, поэтому они сосредоточились на наиболее значимых именах 1920-х, 1960-х и 1990-х годов. Экспозиция тематически поделена на пять частей. По словам Шишко, для показа были отобраны художники, которые не могли пройти мимо новых для своего времени приспособлений - пленки, камер и так далее.
В первой части, которая называется "Чистое кино", зритель попадает в несколько измененное пространство, где он не просто смотрит то, что показывают на экране, но и вовлекается в процесс. Так, впечатление от фильма Марселя Дюшана "Анемик синема" 1926 года усиливается его отражением в зеркале, где посетитель параллельно может разглядывать и себя. Создатели "Шапито шоу", в свою очередь, включили в свой фильм изображение крутящейся спирали, используя его как перебивку между разными сценами.
Выразителем главной идеи организаторов выставки об интерактивности является проект Нам Джун Пайка "Дзен для кино" 1964 года: проектор с характерным потрескиванием проецирует на стену абсолютно ничем не заполненный поцарапанный кадр и проходящий мимо человек непременно хоть на миг, но заполнит его своей тенью.
Также здесь можно увидеть эксперимент 1921 года с созданием визуального ритма произведения за счет движения художника-дадаиста Ганса Рихтера и анимационный фильм Олега Пономарева, который он снял по мотивам сценария Казимира Малевича "Живопись и проблемы архитектурного приближения новой классической архитектурной системы".
В части "Монтаж аттракционов" особое внимание привлекает расположенный прямо над лестницей проект Пии Тикки, переосмысляющий "Монтажный аппарат" Сергея Эйзенштейна - слева демонстрируются исторические кадры с разнообразными человеческими занятиями, а справа - практически их повторение, снятое современными людьми. Например, печатание на машинке показывается рядом с набором смс-ки.
Помимо этих, а также разделов "Машиноведение" и "Интерактивное кино", в состав экспозиции включена глава "Тактильный кинематограф", где показывается ремейк фильма "Андалузский пес", над которым вместе с Луисом Бунюэлем работал Сальвадор Дали. Его выполнил Константин Семин, воплотивший многие из оставшихся нереализованными задумок художника. Дали предложил массу новаторских приемов, особенно по части того, чтобы процесс просмотра сопровождался тактильными ощущениями, дополняющими происходящее на экране. Однако тогда это воплотить было невозможно.
Здесь же можно увидеть документацию проекта 1968 года Вали Экспорт и Петера Вайбеля "Постучи и прикоснись", для реализации которого художница вышла на улицы Вены, прикрыв грудь ящичком, в который можно было залезть. Таким образом они исследовали феномен культа женской груди в голливудском кинематографе, предлагая потрогать то, на что обычно смотрят в кинотеатрах.
Кроме выставки, которая проработает два месяца, в рамках "Медиа форума" в центре дизайна Artplay с 23 по 27 июня пройдут лекции, показы и мастер-классы.