Выставка французской художницы Софи Калль открылась на Авиньонском фестивале
12 июля 2012 года
Выставка французской художницы Софи Калль "Рашель, Моник" открылась в авиньонской Церкви Селестинцев в рамках французского Авиньонского театрального фестиваля.
Специалисты обычно относят творчество Калль к концептуальному искусству. Ее произведения и выставки, побывавшие во многих странах мира - смесь инсталляции и перфоманса.
Авиньонский фестиваль пригласил Калль впервые, выставку "Рашель, Моник" художница впервые представила в Японии в 2010 году, но для пространства Церкви Селестинцев переработала ее композицию.
Рашель, Моник - это имена матери Софи Калль, умершей в 2006 году от рака молочной железы. Перед смертью она передала дочери коробки с личными дневниками, которые вела, с перерывами, на протяжении почти 20 лет, с 1981 года. Так родилась идея выставки, состоящей из фотографий, личных вещей, записок. По словам художницы, предваряющим экспозицию, мать, передавая записки своей дочери, подозревала, что когда-то они станут частью ее творчества. Действительно, помещенные в пространство старой церкви с тяжелыми сводами, эти интимные вещи, соседствующие с аннотациями, рассказами самой Калль, приобретают оттенок сакральности.
Значительная часть экспозиции занята проиллюстрированным фотографиями рассказом художницы о ее путешествии в Лурд, в знаменитое место христианского паломничества. Следуя указаниям ясновидящей и картам таро, Калль отправилась в путешествие, когда ее мать была уже смертельно больна. В отрывочных рассказах, со скупыми эмоциями фиксирующих этапы этого пути - много упрямой надежды, настойчивого желания найти ответы на вопросы, становящиеся особенно острыми в моменты трагических потерь.
Центральная часть композиции занята лежащими на полу фотографиями надгробий, на каждом из которых написано слово mother. Эта вереница тяжелых могильных плит заканчивается еще одной, с надписью daughter.
Калль снимала последние часы жизни своей матери, настаивая на том, что таинственная сфера смерти не должна быть скрыта. Рядом с фотографией Рашель в гробу, художница разместила список вещей, которые положили в могилу. Это простое перечисление с краткими пояснениями рисует образ человека со всеми его особенностями. Том Марселя Пруста, пластинки Моцарта, фотография Мэрилин Монро, кумира матери Софи Калль, сигареты, виски - все то, из чего состояла жизнь этого человека.
Выставка "Рашель, Моник" работает на протяжении всех трех недель фестиваля. В течение этих дней художница сама прочтет выдержки из дневников своей матери - когда и в какие дни это будет происходить, заранее не объявляется. Как обычно, Софи Калль доверяется случаю и интуиции.
Художница, фотограф, писатель и режиссер Софи Калль родилась в Париже. Ее творческий путь начался в 1979 году - с экспозиции "Спящие" (Sleepers), обозначившей главные черты ее творчества. Выставка представляла собой ряд фотографий спящих людей - Калль приглашала незнакомцев провести восемь часов в своей постели, фотографировала, наблюдала, расспрашивала их об ощущениях, о снах.
Специалисты по современному искусству видят в творчестве француженки влияние американских авангардистов 60-70-х годов - Вито Аккончи и Дагласа Ублера. Настоящую славу Софи Калль принесли ее проекты, связанные с наблюдением за жизнью незнакомцев. После семи лет путешествий по всему миру она вернулась в Париж. Как-то ей пришло в голову пойти следом за незнакомым человеком, идущим по улице. За несколько лет до этого подобное проделывал Вито Аккончи, преследовавший незнакомцев и писавший подробные отчеты. Софи Калль ходила за незнакомыми людьми месяцами, записывая и фотографируя. Однажды она преследовала человека, а вечером их познакомили. Оказалось, что он собирался в Венецию - Софи Калль последовала за ним. В Венеции она изучала его маршруты, людей, с которыми он говорил, оставаясь незамеченной. Результатом этого эксперимента стала выставка и публикация книги "Suite venitienne" (Венецианская свита).
Все последующие проекты Калль были также связаны с наблюдением за людьми, с вторжением в личное пространство: экспозиция "Записная книжка" была инспирирована случайной находкой. По номерам телефонов Калль создала образ неизвестного ей человека, общаясь с его знакомыми и коллегами. Собирая материал для другой выставки, устроилась работать горничной, и в течение нескольких месяцев, убирая комнаты, внимательно изучала вещи постояльцев.
Постепенно в своем творчестве Калль двигалась от чужих, случайно встреченных людей к себе, своей личной жизни. В 1998 году она представила экспозицию "День рождения", на которой выставила тринадцать шкафов с нераспакованными подарками, полученными ею с 1980 по 1993 год.