Выставка "Фантомные боли" Бориса Орлова открылась в Третьяковке
1 марта 2013 года
Выставка классика соц-арта Бориса Орлова "Фантомные боли", в которую вошли уже известные произведения из проектов "Безжалостный Хронос" и "Опыт реставрации", а также некоторые новые работы из этих циклов, открылась в Третьяковской галерее на Крымском валу в пятницу.
Попасть в это пространство можно, пройдя через экспозицию искусства ХХ века, где на постоянной основе демонстрируется масштабная инсталляция Орлова "Гибель Богов" начала 1990-х в паре с гигантским полотном Дубосарского и Виноградова "Портрет Бориса Орлова и Дмитрия Пригова" примерно того же времени. Несмотря на то, что представленные на выставке проекты относятся уже к нулевым XIX века, они также исследуют излюбленную художником тему империи и ее неизбежного краха.
В проект "Безжалостный Хронос" вошли произведения, представляющие собой тысячекратно увеличенные и перенесенные на высокотехнологичный материал архивные черно-белые снимки с парадами, пионерами, сценами боя Великой Отечественной войны, поверх которых написаны красочные хохломские красно-черные узоры. Часть из них была задумана и воплощена 10 лет назад, но для другого, меньшего по площади помещения, а теперь они были повторены в большем размере специально для этой выставки.
"Я сказал своей жене, что придумал ход - возьму героические сюжеты, а сверху брошу хохлому. Она ответила, что я сошел с ума, и попросила что-нибудь другое, но не хохлому. А я всегда любил невероятную несовместимость, я это называл мезальянсом - когда полная несовместимость. А я стараюсь его сбалансировать. Многие смотрят на это слишком буквально и говорят - вот, народное поедает государственное. Я мыслю совсем не так плоско", - рассказал Орлов.
Для самого художника эти изображения напрямую связаны с семьей - его дед был раскулачен и отправился конюхом в колхоз ухаживать за своими же лошадьми, отец и дядья были участниками войны.
"То, где изображена коллективизация, - мой дед, где война - отец и братья матери, а черное - это я сам, мой андеграундный опыт, поэтому я их немного монументализировал", -рассказал художник, указывая на свои так называемые парсуны - скульптурные объекты с мотивами орденских планок, и архитектоны - рельефы с композициями из разнообразных элементов. Все они затемнены.
"Это как бы мой опыт - взгляд из будущего, когда все иконы чернеют, это чисто уже экзистенциальные переживания человека, живущего в чужое время. Я-то художник ХХ века, просто энергетический потенциал у меня еще есть", - заключил Орлов.
Художник, ребенок военного времени, в 1966 году окончил факультет монументальной скульптуры Строгановки, позже стал автором монументальных объектов, в том числе Южного речного вокзала (в соавторстве с Салаватом Щербаковым) и участником многих крупных выставок, последняя из которых прошла в Венском музее истории искусств.
Большинство из 23 представленных на выставке произведений принадлежит самому художнику, часть - например, "Самолет. Немецкий штурмовик" и "Самолет. Советский штурмовик" из "Безжалостного Хроноса" Шалве Бреусу - главе культурного фонда "АртХроника", который занимается проектом Музея современного искусства в бывшем кинотеатре "Ударник".