Выставка "Диор" открывается в Москве без "Метрополитена", но с Гальяно
27 апреля 2011 года

Выставка "Диор. Под знаком искусства" откроется в Москве в четверг без участия американского музея Метрополитен, но с нарядами Джона Гальяно, недавно со скандалом уволенного с поста креативного директора модного дома, убедился корреспондент на прошедшем во вторник вернисаже.

Ради нарядов и аксессуаров Кристиана Диора и его последователей - Ива Сен-Лорана, Джанфранко Ферре, того же Гальяно, - которым аккомпанируют шедевры классического и современного искусства, дизайнер выставки Натали Криньер с помощью зеркал на стенах и потолке и колонн с витринами превратила знакомые залы в многогранные пространства, где все множится, сверкает и переливается.

Большинство экспонатов - из собственной коллекции дома Dior, некоторые были предоставлены частными коллекционерами. Живопись привезли из Музея Орсэ, Лувра, Версаля, базельского Фонда Байелера, Третьяковской галереи, выдали из самого ГМИИ. В этом почетном списке не оказалось первоначально заявленного нью-йоркского музея Метрополитен: так на российско-американском выставочном обмене сказывается дело о библиотеке Шнеерсона. Но выставке, где показывают 110 платьев и 20 картин, это досадное обстоятельство, кажется, не помешало вовсе.

Экспозиция начинается с парадной лестницы: ее цветной мрамор прикрыт нейтральным серым ковром, стены закрыты зеркалами, в расставленных по краям стеклянных витринах стоят манекены в черно-белых костюмах и шляпках. Один из них - с самого первого показа Диора 1947 года, другой сделан спустя полвека; по центру - рекламируемая оскаровской лауреаткой Марион Котийяр сумочка Леди Диор. Венчает композицию неоновый логотип Dior, пройдя под которым, попадаешь в Белый, главный зал.

Сейчас он погружен в полумрак - там разместилась основная часть экспозиции под общим названием "Вальс времен". Сюда куратор выставки Флоранс Мюллер включила объекты, отражающие ключевые для Диора исторические эпохи и источники его вдохновения. Одним из них был сад матери модельера в Гранвиле. Вероятно, не в последнюю очередь из-за этого модельер культивировал образ женщины-цветка, оказавшийся невероятно востребованным в послевоенные годы как символ возврата к мирной жизни. На выставке о саде его детства напоминают картины "Яблоня 2" Густава Климта, "Общественный сад" Винсента Ван Гога и "Лето в Нормандии" Пьера Боннара.

На этом фоне показывают платье оттенка розовой карамели с драпировкой, похожей на распускающуюся розу. Здесь же - вечерний бледно-зеленый наряд с забавным названием "Салат", над которым в 1960 году работал молодой Сен-Лоран. Оно кажется весьма скромным на фоне цветастого платья Ферре "Эдем" 1992 года и похожего на экзотический тюльпан наряда Гальяно, который был показан в садах Музея Родена в 2009 году. За "Садами" следуют "Балы" - тут пышность, переливы и воздушность дамских туалетов подсвечены хрустальными люстрами и оттенены черными смокингами на мужчинах-манекенах. Здесь же - два элегантных портрета: герцога Орлеанского (работы Энгра) и Варвары Римской-Корсаковой (работы Франца Винтерхальтера).

По "Вальсу времен" также можно заключить, что Диор был большим поклонником искусства декадентской "Прекрасной эпохи" и XVIII века. Центральное место в этом разделе занимает своеобразная инсталляция, созданная по мотивам фразы Жана Кокто, согласно которому фамилия Диор (Dior) составлена из слов "Dieu" ("бог") и "Or" ("золото"). Выглядит это жутковато и маняще одновременно: в дизайнерской синеве апсиды Белого зала внизу стоит саркофаг, вокруг - флаконы духов J'Adore, сверху - наряды, и все золотистое. Кстати, на выставке есть и то самое платье, которое срывала в рекламе аромата Шарлиз Терон.

Следующий раздел выставки - "Тело и линия" - посвящен работе над платьями, которые Диор создавал прямо на модели. Это, уверены организаторы, сближает его с художниками, которые работали с обнаженной натурой, с той лишь разницей, что у Диора в руках были булавки и иголки, а у живописцев - кисть и краски. Здесь можно увидеть произведения Пабло Пикассо, Амедео Модильяни и классические снимки Ман Рэя, Ричарда Аведона и Хельмута Ньютона. В "Ателье" рассказывается о секретах мастерства модельера - от создания выкройки до появления новой модели в глянце - и наглядно демонстрируется с помощью проекции на белый манекен, как именно кутюрье закалывают и драпируют платья.

Несмотря на наличие прекрасных произведений искусства, которые сами по себе могли бы составить отличную выставку, экспозиция вышла прежде всего про платья и желание ими обладать.

Полный билет на выставку, которая будет работать до 24 июля, стоит гораздо дешевле помады Dior - 400 рублей, однако никто не гарантирует, что, выйдя из музея, вам не захочется срочно ее купить.