Ветераны сцены в Москве увидели современный театр в рамках фестиваля "Территория"
12 октября 2012 года
Документальный проект молодого режиссера Дмитрия Волкострелова показали в четверг в Доме ветеранов сцены им. А.А. Яблочкиной в Москве в рамках фестиваля "Территория".
Фестиваль "Территория" проходит уже в седьмой раз - за свою историю он несколько раз проводился в других городах России, в том числе, в Перми и Казани. Но теперь фестиваль-школа, главная цель которого - не обычный смотр спектаклей, а помощь молодым творческим людям в освоении контекста, - возвращается в Москву.
"Территория" стартовала в столице с 8 октября на базе Театра Наций. Председателем оргкомитета и арт-директором фестиваля является актер и худрук театра Евгений Миронов.
Эскизные режиссерские работы, читки, разовые показы - лабораторные формы, в последние годы получившие широкое распространение на различных театральных фестивалях России. Именно в таких формах часто рождается новое, интересное. На "Территории" читки современных текстов проводят с 2006 года, помещая тексты молодых драматургов в разные общественные, не предназначенные для театра места - каток в торговом центре, парк, какой-то памятный дом.
В этом году подобным опытам посвятили целую программу, которую курирует режиссер Марат Гацалов. В рамках программы "Живые пространства" на "Территории" работают несколько молодых драматургов и режиссеров, чьи имена уже знакомы театралам. География "Живых пространств" - это конференц-зал Министерства культуры, плацкартный вагон поезда на Казанском вокзале и московский Дом ветеранов сцены при СТД на Шоссе энтузиастов.
Задача программы - соединить театральный текст со специфическим пространством, обладающим своим контекстом и историей. Из таких странных пересечений рождается новое - что-то, что способно обновить театральный язык, открыть в текстах новые смыслы.
Дом ветеранов сцены расположен на территории Измайловского парка. Первое "убежище для престарелых артистов" здесь было создано еще до революции, а в 60-е выстроили новое здание. Тут проживают одинокие люди, прослужившие сцене много лет.
Режиссер Дмитрий Волкострелов прославился как авангардист и экспериментатор, черпающий свое вдохновение в текстах радикальных драматургов Ивана Вырыпаева и Павла Пряжко. Их произведения невозможно решить старыми сценическими приемами, они требуют новых поисков, иного существования актера.
Волкострелов, как и другие участники программы "Живые пространства", погрузился в контекст предложенного ему места. Судя по результату, показанному в четверг на небольшой старой сцене Дома ветеранов, текст и форма эскиза были подсказаны режиссеру стенами и атмосферой места и родились из самого процесса общения со здешними обитателями.
Прелюдия 40-минутного спектакля - серия фотографий, которую демонстрируют на большом экране: здесь внимательно и подробно запечатлены невзрачные, на первый взгляд, детали местного быта. Фотографии знаменитых артистов по стенам, разрушающийся памятник Горькому в осеннем парке, объявления на доске с расписанием регулярных проветриваний, с рекомендацией не дергать сильно за створки дверей и складывать окурки в карман. Комната досуга, стенгазета, афиша чайного клуба, выставка живописных работ ветеранов. Термометр на стене, на котором где-то плюс двенадцать. В зале сидели студенты-участники фестиваля "Территория" и сами ветераны. От разных реакций на видеоряд складывалась особенная, интимная атмосфера - как будто ты вошел в чужой дом, где уклад созидался годами.
Фото-прелюдия сменяется текстом, который исполняет сам Волкострелов, стоя у микрофона в наушниках. Он как будто транслирует реплики из другой, параллельной реальности. А на экране - видеозапись его разговора со стариками, дискуссии о театре. В этом обрывочном тексте - очень многое. Про историю театра, про безвозвратно ушедшее прошлое, про уходящую культуру и про трагедию непонимания - про то, как одновременно существующие поколения не могут услышать, понять друг друга - не идеологически, не эстетически. Эти рассказы о школе, о Станиславском, о системе, о том, как раньше следили за дикцией, завораживают, но из простого интеллигентного, хоть и обостряющегося порой спора рождается ощущение чего-то непоправимого - какого-то трагического разлома и раскола в культуре, в самом ходе истории.
Актриса "Студии театрального искусства" Мария Шашлова присутствует в представлении с самого начала - на первых порах только на экране: молчаливая молодая девушка осматривается в комнатке со старыми стенами, разглядывает стенгазету, старый рояль, кресла. Потом раздвигает занавес, и мы видим ее уже в зале. Она проходит на сцену, чтобы прочитать текст - текст из статьи Питера Брука, вспоминающего о встрече с Гордоном Крэгом. С великим реформатором сцены Крэгом, одержимым чудаком, доживавшим свой век в семейном пансионе на юге Франции. Стоило из текста убрать имя, географические названия, и эта история поразительным образом вписалась в атмосферу Дома ветеранов.
И если раньше Дом ветеранов казался просто социальным учреждением, то после показа это место кажется отдельным островом, случайно заброшенным временем в шумную, быструю Москву.
Дмитрий Волкострелов в 2007 году окончил Санкт-Петербургскую академию театрального искусства, курс Льва Додина. Работал актером в Малом драматическом театре, участвовал во многих режиссерских лабораториях и фестивалях современной драматургии. Создатель Санкт-Петербургского театра Post. Среди режиссерских работ: "Июль" по Ивану Вырыпаеву, "Заперта дверь", "Хозяин кофейни" и "Я свободен" Павла Пряжко, "Shoot/Get Treasure/Repeat" (совместно с С. Александровским) по Марку Равенхиллу.