В США открывается фестиваль независимого кино "Сандэнс"
19 января 2012 года
Фестиваль независимого кино Sundance festival пройдет в Парк-Сити и Солт-Лейк-сити в штате Юта с 19 по 29 января и начнется с нарезки из картин-участников разных программ, сообщается на официальном сайте конкурса.
Актер и режиссер Роберт Редфорд (Robert Rеdford) придумал этот фестиваль в 1981 году и назвал в честь собственного героя из фильма "Буч Кэссиди и Сандэнс Кид". В программу оказалось включено 112 полнометражных картин разных жанров и форматов из 31 страны, 89 показов будут мировыми премьерами, а киносеансы, как обычно, дополнятся семинарами, выставками, концертами и катанием на горных лыжах.
"Мы - фестиваль кинематографистов. Нам интересно, что они делают, что они говорят. Они показывают, как меняется мир, где мы живем. Некоторые - в лоб, некоторые - совсем по-новому, неожиданным образом. Но это всегда интересно", - говорит Редфорд.
В Сандэнсе существует несколько конкурсов: американские и международные художественные фильмы поделены на разные программы, отдельно оцениваются американские и иностранные документальные картины, cамостоятельное жюри существует для короткометражных фильмов.
В числе судей международного конкурса (World Cinema Dramatic Competition) оказались организатор нью-йоркского кинофестиваля Ричард Пенья (Richard Pena), актриса Джулия Ормонд (Julia Ormond) и российский режиссер Алексей Попогребский.
Cовместными усилиями им предстоит оценить 14 фильмов: "О розовом небе" (About the Pink Sky) японки Кеити Кобаяси (Keiichi Kobayashi), "Джан" (Can) турецкого режиссера Рашита Джеликезера (Rasit Celikezer), "Отцовский стул" (Father's Chair) Лучано Мауры (Luciano Moura) из Бразилии, "Четыре солнца" (Four Suns) чеха Богдана Сламы (Bohdan Slama), "Л" (L) грека Бабиса Макридиса (Babis Makridis), "Последний Элвис" (El Ultimo Elvis) аргентинца Армандо Бо (Armando Bo), "Мадрид, 1987" (Madrid, 1987) испанца Давида Труэбы (David Trueba), "Мой брат дьявол" (My Brother the Devil) англичанки арабского происхождения Салли Эль-Хосейни (Sally El Hosaini), "Медвежонок" (Teddy Bear) датчанина Мэдса Мэттисена (Mads Matthiesen), американо-индийская "Долина святых" (Valley of Saints) Мусы Саида (Musa Syeed), "Виолетта отправилась на небо" (Violeta se Fue a Los Cielos) чилийца Андреса Вуда (Andres Wood), "Жаль, что тебя нет" (Wish You Were Here) австралийца Кирана Дарси-Смита (Keiran Darcy-Smith), "Ошибка" (Wrong) француза Квентина Дюпье (Quentin Dupieux), "Молодая и буйная" (Young & Wild) чилийки Мариили Ривас (Marialy Rivas).
Американские картины станут судить режиссер с Тайваня Джастин Лин (Justin Lin), американский актер Энтони Маки (Anthony Mackie), кинокомпозитор Клифф Мартинес (Cliff Martinez) и две женщины-режиссера - Линн Шелтон (Lynn Shelton) и Эми Винсент (Amy Vincent).
Программный директор фестиваля Джон Купер (John Cooper) утверждает, что общий уровень участников год от года неуклонно повышается. "Кинематографисты сами для себя постоянно поднимают планку, они требовательнее относятся к сюжетам, репликам, характерам, которые обретают освежающую аунтентичность - эти фильмы хочется смотреть, потому что они не похожи на перетасовки старых историй", - говорит он.
Эксперты отмечают, что именно независимые ленты в последнее время оказываются среди самых востребованных и прибыльных проектов: достаточно вспомнить прошлогоднего оскаровского триумфатора "Король говорит!" (The King's Speech) или нынешнюю комедию "Прислуга" (The Help), снятую за 25 миллионов долларов и собравшую уже 205 миллионов.
В американском конкурсе участвует 16 картин, посвященных главным образом тем или иным стадиям распада связей между людьми внутри социальной ячейки - будь то класс или семья. Это "Конец любви" (The End of Love) Марка Уэббера (Mark Webber), известного по боевику "Скотт Пилгрим против всех" (Sсott Pilgrim vs the World), а теперь снявшего картину о молодом отце, растящем ребенка без жены, школьная драма Джонатана Касдана (Jonathan Kasdan) "Первый раз" (The First Time), история Тодда Луизо (Todd Louiso) о разведенной 35-летней женщине и тинейджере под названием "Привет, я пошел" (Hello I Must Be Going), драма американского корейца Йонг Ким Со (So Yong Kim) про музыканта, его бывшую жену и их общую дочь, автобиографическая история Айры Сакса (Ira Sachs) про отношения между двумя мужчинами и связывающие их тайны.
Конкурсные документальные ленты Сандэнса обычно затрагивают разного рода больные проблемы. Среди них будет фильм датчанки Лизе Бирк Педерсен (Lise Birk Pedersen) под названием "Поцелуй Путина", посвященный экс-комиссару движения "Наши" Маше Дроковой, фильм про китайского художника и диссидента Ай Вейвея (Ai Weiwei: Never Sorry), картина о том, как художница-акционистка Марина Абрамович готовила свою ретроспективу в МоМА (The Artist is Present Мэтью Акерса), исследование египтян Омара Шаргави (Omar Shargawi) и Карима эль-Хакима (Karim El Hakim) о трагедиях, которые принесло противостояние на площади Тахрир, под названием "1/2 революции" (1/2 Revolution), снятая в Детройте история Хайди Эвинг (Heidi Ewing) и Рейчел Грейди (Rachel Grady) о конце индустриальной эпохи под названием "Детропия" (Detropia), рассуждение Кирби Дика (Kirby Dick) об изнасилованиях в вооруженных силах под названием "Невидимая война" (The Invisible War) и этюд Мэки Олстона (Macky Alston) о епископе-гомосексуалисте: "Люби свободно или умри: Как епископ Нью-Гемпшира меняет мир" (Love Free or Die: How the Bishop of New Hampshire is Changing the World).
Среди прочего, в программе "Фокус" (Spotlight), куда собираются лучшие мировые фильмы года, покажут "Елену" Андрея Звягинцева, получившую свой первый приз - за сценарную разразботку - именно на Сандэнсе.