Центр фотографии братьев Люмьер в Москве открывает выставку итальянского неореализма
17 января 2012 года
Выставка "Фотография и неореализм в Италии, 1945-1965", посвященная уникальному культурному явлению послевоенной Италии, начинает свою работу в среду в центре фотографии им. братьев Люмьер в Москве.
Неореализм зародился в 40-х годах прошлого века в Италии как направление, призывающее к документальности, к натурным съемкам, к уходу от романтических сюжетов к реальным судьбам простых людей. Творческие принципы неореализма были сформулированы сценаристом и киноведом Чезаре Дзаваттини (Cesare Zavattini) в работе "Некоторые мысли о кино", а воплощали их в своих фильмах Витторио де Сика, Роберто Росселини, Федерико Феллини и другие режиссеры.
Новое течение вскоре подхватили и фотографы. Пионером среди них считается Луиджи Кронченци (Luigi Crocenzi) - в 1946 году он опубликовал фоторассказы "Италия без времени" и "Взгляд на Милан", которые назвал неподвижными фильмами на печатной странице.
В общей сложности на выставке можно увидеть 127 работ. Основой экспозиции стали фоторассказы Кронченци, работы Фриульской группы новой фотографии, в которую входили наиболее значимые итальянские фотографы второй половины ХХ века, а также снимки Марио Джакомелли (Mario Giacomelli). Этот фотограф примечателен тем, что совершил небольшую революцию в итальянской фотографии того времени, создавая, подобно Феллини, сновидческие фотографические рассказы, не содержащие лишних деталей, что полностью изменило позицию неореализма.
При этом многие авторы будут представлены в России впервые.
"Для нас как никогда важно это искреннее правдивое отражение отдельно взятого человека в фотографии, которое несет самую соль фотографического искусства", - сказала директор центра фотографии им. братьев Люмьер и со-куратор выставки Наталья Григорьева-Литвинская.
По ее мнению, посетители выставки, посмотрев фотографии, задумаются о том, как люди жили тогда, как живут сейчас и как будут жить завтра.
"А если уж тем более речь идет о таком прекрасном периоде, как неореализм, я думаю, что все выйдут с хорошим, позитивным, светлым настроением, с радостью глядя в будущее", - заключила собеседница агентства.
Экспозицию подготовили Центр исследования и архивирования фотографии (CRAF) Италии, Итальянский Институт культуры в Москве при поддержке министерства культуры Российской Федерации. Проект уже выставлялся в Италии, во Франции и в США, в других городах России, а в Москве его можно увидеть до 26 февраля.