Судьба "Духовной брани" зависит от организатора, который закрывать выставку не планирует
21 сентября 2012 года
Руководство центра современного искусства "Винзавод", где в галерее Гельмана открылась выставка "Духовная брань", вызвавшая неприятие со стороны Церкви, считает, что решение о дальнейшей судьбе экспозиции должен принимать ее организатор, который в свою очередь закрывать проект не собирается.
Организаторы мероприятия утверждают, что в работах Евгении Мальцевой "за отправную точку" приняты образы участниц панк-группы Pussy Riot и они являются поиском новых религиозных образов, которые нужны современным людям.
Ранее секретарь Патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон (Шевкунов) назвал выставку актом циничного террора в отношении культуры, а глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин считает, что стилизация портретов участниц панк-группы под почитаемые в православии иконы с изображениями святых может оскорбить чувства верующих. В день открытия выставки казаки блокировали вход на нее, полицейские задержали 9 граждан, которые препятствовали проходу посетителей в галерею. Задержанных доставили в отдел полиции, где с ними провели профилактическую беседу и отпустили. В пятницу же в полицию поступило сообщение о заложенной в центре бомбе, которое оказалось ложным.
"Для нас важен вопрос безопасности посетителей "Винзавода" и находящихся там людей, и мы принимаем максимальные меры совместно с городскими службами, чтобы этот вопрос решался. Я очень сожалею, что все наши арендаторы и внутреннее арт-сообщество страдает из-за этого мероприятия", - сказала руководитель центра Софья Троценко.
Вместе с тем, говоря о перспективах работы выставки, она отметила, что закрыть ее могут только организаторы, то есть фонд Виктора Бондаренко "Россия для всех", поскольку "Винзавод" не занимается отбором выставок, которые проводят на своих площадках галеристы-арендаторы. Хотя, признала она, для них и существуют некоторые рекомендации.
"Мы полностью отвечаем за нашу выставочную деятельность как фонда и никогда не вмешиваемся в контент того, что делают галереи, но у нас есть правило, и все об этом знают: все проекты, которые проходят на территории "Винзавода", не должны остро затрагивать темы политики и религии", - пояснила Троценко.
Марат Гельман, в чьей галерее проходит выставка, в своем "Живом журнале" написал, что отношения к ней не имеет, что, в свою очередь, удивило руководство "Винзавода", которому из соцсетей "было печально узнать, что организатором проекта является третье лицо, не имеющее к деятельности "Винзавода" правового отношения".
"Вопрос о том, какие действия нам сейчас предпринимать, сложный. Главное для нас - работать в гражданско-правовом поле, чтобы не нарушать юридические и правовые вопросы. В данном случае это и сложное этическое решение, потому что для нас важно, чтобы любое наше действие не было расценено как угроза самого искусства. Нам важнее, какие действия в этом случае будут предпринимать сами организаторы выставки", - говорит собеседница агентства.
Со своей стороны, Бондаренко сообщил , что выставку он закрывать не собирается.
"Я не буду закрываться. Я никого не оскорбляю, проект находится в центре современного искусства, а не в церкви или казацкой станице. В нашем государстве права у всех равны - если кого-то что-то шокирует, то не стоит ходить туда, где это можно увидеть", - считает он.
Троценко также напомнила, что проект проходит в центре современного искусства, которое по сути своей во многом является рискованным.
"Люди организовали это не на Красной площади или в каком-то другом общественном месте. Если есть претензии к художнику или выставке, то их нужно решать цивилизованно. Данная реакция на выставку (акция в четверг вечером) больше похожа на религиозный экстремизм. Она открылась на территории частной галереи и подверглась погромам. Получается, можно врываться в квартиры и дома и устраивать погромы там?", - сказала она.
По мнению Бондаренко, на "Винзаводе" в четверг и вовсе имел место несанкционированный митинг.
"Мало кто обратил внимание на то, что у нас в стране новый закон о митингах и в лучшем случае это был несанкционированный митинг. Мало того, что были призывы к погромам - несите канистры, давайте все выжжем, так еще до этого эта организация, "Евразийский союз молодежи" у себя на сайте объявила - собираемся завтра в шесть, идем громить выставку", - объяснил он свою позицию и сообщил, что собирается консультироваться по этому вопросу со своим юристом.
На сайте союза, в частности, говорится, что "деятели "современного искусства" протаскивают реальный сатанизм, заявляя о том, что "икона должна быть освобождена от исторического "шлейфа", и "появление этих "антиикон" стало очередным шагом в наступлении демонических сил на нашу Церковь и наше общество".
Со своей стороны, директор ЦСИ "Винзавод" Елена Пантелеева считает, что "уровень и качество художественного высказывания, которое представил Бондаренко в галерее Гельмана, должны оценить профессиональные критики".
"Хочу лишь заметить, что в рамках арт-пространства куратор и художник всегда имеют право высказываться по поводу своего отношения к происходящему в современной жизни. А в ней всегда важными темами были политика и религия, которые не могут не отражаться в актуальном искусстве", - говорит она.
Одновременно отсутствие диалога ей кажется неправильным.
"С одной стороны, авторам проекта нужно было объяснить смысл затеянного - сделать дополнительные исторические экскурсы, экспликации, пресс-релизы, то есть информировать аудиторию. С другой стороны, ведь вчера на открытии были люди, которые были изначально агрессивно настроены против выставки, хотя не видели ее", - полагает Пантелеева.
Она напомнила, что "на территории "Винзавода" находятся частные галереи, владельцы которых сами составляют свою выставочную программу, и центр искусства не вмешивался в их профессиональное видение своего формата".