США отмечают 125-летие художника Диего Реверы выставкой в Нью-Йорке
8 декабря 2011 года
Выставка неистового мексиканского монументалиста Диего Риверы открылась в Нью-Йоркском музее современного искусства (MoMA) по случаю 125-й годовщины этого яркого художника.
Шесть переносных фресок Риверы представлены в зале музея, включая его хрестоматийную работу "Крестьянский лидер Запата".
Эти фрески в 1931 году были привезены на нашумевшую персональную выставку мексиканца в Нью-Йоркском музее. Тогда находящийся на пике славы Ривера стал вторым иностранным художником, удостоенным такого арт-бенефиса в музее, после Анри Матисса.
Однако 80 последующих лет многие работы Риверы пролежали в запасниках и частных коллекциях.
Подавляющее большинство выставленных работ - дар Рокфеллеров, того самого семейства промышленников и меценатов, которые вознесли и низвергли бунтаря, мечтающего о мировой революции и "экспроприации экспроприаторов".
В зале музея выставлена серия нетипичных для муралиста миниатюр, выполненных карандашом и акварелью, сделанных в Москве в 1927-1928 годах. Ривера прибыл в СССР в составе делегации компартии Мексики на празднования по случаю 10-й годовщины социалистической революции. Цикл работ "Московские зарисовки" запечатлел жизнь столицы в серо-кумачовых тонах, лица рабочих, скромные семейные интерьеры и массовые праздничные шествия на Красной площади.
Весь московский "краснознаменный" цикл был приобретен Эбби Рокфеллер за баснословную по тем временам цену в 2,5 тысячи долларов. Этих средств художнику хватило на то, чтобы привезти и организовать свою выставку в Нью-Йорке в 1931 году. Тогда же Рокфеллеры предложили Ривере расписать стены одного из своих центров, и мастер решил представить масштабную аллегорию сопоставления социалистического и капиталистического строя. Однако история росписи стен завершилась скандалом. В США начали раздаваться протесты по поводу образа вождя русской революции Владимира Ленина, размещенного в центре фрески "Человек на распутье".
Художница и фотограф Люсьен Блач вопреки строгому запрету владельцев сумела тайно сделать фото с фрески, которое теперь украшает посвященную Ривере галерею МоМА. Пресс-релиз Рокфеллеров по поводу разрыва контракта с художником, также представлен на выставке.
"Фреска Риверы была удалена со стены здания Рокфеллер-центра и место заштукатурено. Фреска в результате была уничтожена", - лаконично сообщил для прессы заказчик.
Страсти этого художника не умещались в его крупное тело, кисти было тесно на холсте, он писал фрески в масштабах, пропорциональных собственному, звучащему как мантра, имени - Диего Мариа де ла Консепсьон Хуан Непомусэно Эстанислао де ла Ривера и Барьентос Акоста и Родригес.
У Риверы было несколько жен, причем дважды они были русскими - художницами Ангелиной Беловой и Марьей Маревной (Воробьевой-Стебельской). Однако в историю он вошел как муж художницы Фриды Кало. Их "голубой дом" дал приют вынужденному бежать из России отцу "перманентной революции" Льву Троцкому. Во многом именно это стало причиной исключения художника, вставшего в оппозицию к курсу Иосифа Сталина, из компартии Мексики.
Ривера и Троцкий разъехались в 1939 году, по официальной версии, из-за политических разногласий между ними. Хотя известно, что не знавший уз верности Ривера был до буйства ревнив к похождениям Кало и не выносил соперников.
Великий художник скончался 25 ноября 1957 года в Мехико.