Спонсорские средства не должны попадать под действие закона о госзакупках
10 апреля 2012 года

Средства, которые выделяются спонсорами государственным музеям, не должны попадать под действие 94 ФЗ о госзакупках, считают руководители крупнейших российских музеев.

На минувшей неделе в Саратове состоялась встреча премьер-министра Владимира Путина, избранного президентом, с директорами российских музеев. По итогам встречи были даны поручения экономическим ведомствам проработать возможность обнуления ставки налога на прибыль учреждениям культуры, введения системы госгарантий на произведения искусства во время нахождения их на передвижных выставках вместо выплаты страховых премий и облегчения работы музейщиков в том, что касается закона о госзакупках. В апреле прошлого года в него были приняты поправки, часть из которых непосредственно касалась культуры.

"Те дополнения, которые вводились в закон, полноценно не работают. Абсолютно недопустимо, чтобы главным критерием качества при проведении конкурса в области культуры была стоимость работ. В этих конкурсах и аукционах участвуют непрофессионалы, которые по определению не могут обеспечить качественный продукт просто потому, что не являются специалистами в этой области. Это - огромная проблема", - считает Михаил Миндлин, глава Государственного центра современного искусства, на базе которого будет создан Государственный музей современного искусства наподобие парижского Центра Помпиду.

Со своей стороны, директор Третьяковской галереи Ирина Лебедева рассказала, что не был разработан регламент реализации внесенных поправок и в связи с этим воспользоваться ими весьма затруднительно.

"На встрече обсуждались вопросы, связанные с 94 ФЗ. Нам хотелось рассказать, в чем нужна его доработка и корректировка применительно к музейной практике. Не может быть целеполаганием деятельности музея грамотное освоение средств, оно у нас другое, но музеям все тяжелее работать", - сказала она.

Директор Третьяковской галереи отметила, что необходима корректировка закона в части, касающейся выставочной, издательской и образовательной программ музеев, чтобы "произошли некие корректировки, которые позволили бы работать более оперативно".

И Лебедева, и Миндлин отмечают, что необходимость проведения ряда торгов для организации одной-единственной выставки значительно замедляет творческий процесс.

Помимо этого, по словам директора ГЦСИ, значительная часть фонда заработной платы тратится на профильных специалистов.

"Для этого нужны дополнительные специалисты, которых мы принимаем в свой штат. Если за наши мизерные зарплаты работают специалисты в области современного искусства, энтузиасты, для которых это смысл жизни, то люди, владеющие соответствующей профессией, пойдут в другое, более прибыльное в финансовом отношении место. Поэтому у нас возникают проблемы - не хватает фонда заработной платы на полноценное развитие", - рассказал Миндлин.

Кроме того, уверены эксперты, средства, которые поступают в музеи от спонсоров, не должны попадать под действие закона о госзакупках.

"Спонсорские деньги, которые поступают в музей, означают, что мы смогли их заинтересовать, привлечь. На самом деле, это большая тяжелая работа, которая зависит от музея. А когда средства поступают на счет Третьяковской галереи, то они становятся бюджетом и тогда нужно проводить аукцион", - рассказала Лебедева.

Миндлин считает, что целевые спонсорские средства должны быть освобождены от проведения аукционов по ним.

"Об этом говорили многие представители музеев, которые по согласованию со спонсорами хотят тратить свои средства. Средства выделяются на конкретные цели, а потом для того, чтобы их израсходовать, нужно проводить конкурсы и аукционы, в которых часто участвуют недобросовестные компании", - говорит глава ГЦСИ.

По его мнению, одним из главных дополнений, которые нужно внести в 94 ФЗ является критерий отбора компании - к участию в торгах должны приглашаться только специализированные организации и поставщики, которые в состоянии сделать качественный продукт.

Вместе с тем, Минэкономразвития разработало и 1 сентября опубликовало законопроект о федеральной контрактной системе, который должен заменить действующий закон о госзакупках - внести в правительство его планируется в мае.