Софья Троценко вернется на "Винзавод", чтобы заняться образованием и выставками
22 августа 2012 года

Московский центр современного искусства (ЦСИ) "Винзавод" займется развитием выставочных и образовательных программ, а не коммерческих проектов, рассказала основатель ЦСИ Софья Троценко, которая для этого и возвращается в первый в столице частный арт-кластер.

В марте этого года Троценко, ушла из "Винзавода", который возглавляла с момента его создания, чтобы занять пост заместителя руководителя аппарата вице-мэра Ольги Голодец. В московском правительстве Троценко занималась музыкальными и художественными школами, а также развивала детско-юношеские клубы. Покинув этот пост, вновь становиться чиновником она пока не планирует.

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ПЛАНЫ

"На "Винзаводе" будет усилено образовательное направление, которым я буду серьезно заниматься", - рассказала собеседница агентства.

По ее мнению, сейчас основная проблема российского арт-сообщества - отсутствие качественного образования в области искусства: ощущается нехватка профессиональных кураторов, арт-критиков и менеджеров, а также образовательных проектов для молодых художников.

"Мы не будем открывать школу или институт, но станем очень серьезно сотрудничать с разными сильными образовательными проектами в области культуры, которые уже существуют в стране и за рубежом. Выбирать будем только сильных игроков, как российские институции, так и западные. Также в планах запустить программу открытых лекций по различным направлениям культуры и искусства", - пояснила Троценко.

У "Винзавода" уже есть проекты совместно со Школой визуальных искусств, возглавляемой Натальей Ударцевой и компанией RMA, занимающейся образованием в области интернет-бизнеса, музыкального продюсирования и арт-менеджмента. Образовательную программу RMA "Арт-менеджмент и галерейный бизнес" курирует бывший арт-директор "Винзавода" Николай Палажченко.

По словам собеседницы агентства, она останется президентом Фонда поддержки современного искусства "Винзавод", и будет осуществлять общее руководство ЦСИ.

О новых планах выставочной деятельности арт-центра будет объявлено осенью: сейчас в центре современного искусства помимо выставок, которые делают галереи, арендующие площади, есть и свои некоммерческие проекты, в частности "Лучшие фотографии России" (The Best of Russia), галерея поддержки молодого искусства "СТАРТ", проект в области современного театра, музыки и визуального искусства "Платформа" под руководством Кирилла Серебренникова.

"Мы продолжим развивать не только направление, связанное с предоставлением площадок для галерей современного искусства, но и другие направления нашей деятельности в области современной культуры: от поддержки молодых художников до дизайнерских, архитектурных и театральных проектов, также мы расширим сотрудничество с известными западными институциями", - отметила Троценко.

СТАГНАЦИЯ ИЛИ СТАБИЛЬНОСТЬ

В последнее время в СМИ и арт-сообществе усилились разговоры про необходимость ребрендинга или перезагрузки "Винзавода" в связи с событиями вокруг Елены Селиной, Айдан Салаховой и Марата Гельмана, отказавшихся от своих галерей и открывших на их месте некоммерческие площадки, а также прекращения деятельности фотогалереи "Меглинская" и галереи Paperworks.

"У нас часто стабильность принято называть стагнацией. "Винзавод" - проект, поддерживающий современное искусство во всем его разнообразии, и мы не ориентированы на узкую публику, связанную только с арт-рынком", - говорит Троценко.

Она пояснила, что изменения, конечно, будут, но не радикальные.

"Непонятно, когда говорят, что Винзаводу надо менять маркетинговую стратегию, наша аудитория нам нравится, и мы будем развивать работу именно с этой аудиторией. Мне кажется, эта позиция оскорбляет людей, которые к нам регулярно ходят", - призналась она.

По словам Троценко, ротация галерей будет зависеть от того, будут ли они сохранять способность делать качественные выставки.

"Во всех договорах с галереями, в обмен на льготную арендную ставку, прописано точное число выставок, которые они должны сделать в год. Наша задача помогать им делать выставки хорошо. Если не получается как коммерческая галерея, продажи не идут - пусть станут фондом и привлекают средства", - сказала она.

Ни по какому другому пути, например развитию девелоперской программы, строительству гостиницы или лофтов, с дальнейшим повышением коммерческой привлекательности места, по словам Троценко, "Винзавод" идти не планирует. Она пояснила, что, когда проект только начинался, было много планов, в том числе думали и о строительстве музея современного искусства, но чисто технически строить в этом историческом месте можно на маленьком пятачке, и такие вложения окупятся не скоро. По ее мнению, перемены должны идти не только изнутри "Винзавода", но и извне, от города, который наконец должен встроить уже существующий арт-кластер в свой план культурного развития.