Следующая Московская биеннале современного искусства будет посвящена теме времени
28 сентября 2012 года
Пятая Московская биеннале современного искусства, которая пройдет в сентябре-октябре следующего года в ЦВЗ "Манеж", будет построена вокруг темы "жить здесь и сейчас", рассказала ее куратор Катрин де Зегер.
Подробности - ее бюджет и, возможно, приблизительный состав художников - станут известны на пресс-конференции, которая состоится в Москве в следующий вторник.
Пока что не так известная в России де Зегер, занимающая пост приглашенного куратора нью-йоркского Музея современного искусства и Фонда Антони Тапиеса в Барселоне, рассказала о своем методе работы и о том, что, на ее взгляд, является наиболее актуальным в международной художественной жизни. Исходя из ее комментариев, можно сделать предварительные выводы о том, что в основной выставке биеннале примет участие довольно много арт-групп, объекты разместятся не только в самом "Манеже", но и в городе, а сам проект будет посвящен теме времени и его эфемерности.
"Я надеюсь, что следующую биеннале можно будет назвать своевременной и про нее скажут, что это та биеннале, которая совпала со временем. Она - о том, что происходит сейчас. Нас так воспитывали, что мы все время смотрим в будущее и в прошлое, и забываем о настоящем моменте. Я бы хотела, чтобы следующая биеннале получилась о его потенциале, и она должна нести эти идеи", - рассказала собеседница агентства.
По ее словам, работа по отбору художников уже началась, но пока что она общалась с русскими авторами по переписке и лично с ними не встречалась. Хотя и знает некоторых из них - например, Илью Кабакова. Де Зегер одной их первых сделала его выставку на Западе, в Бельгии, еще во времена Горбачева.
"Я работаю с локальными художественными процессами и соединяю это с глобальными идеями. Как мы видим, мы живем в мире, который становится все более взаимозависимым. И я это акцентирую в своей работе. Например, то, что происходит в России, может отразиться на событиях в других странах, и наоборот", - объясняет куратор.
По ее словам, то же самое происходит и в нашем мышлении: все мы сталкиваемся с похожими экзистенциальными проблемами, хотя и возникают они разными способами.
"Но всегда есть одна общая тенденция сходства наших различий, и для меня как куратора это самая очаровательная вещь и главная задача - увидеть это и свести общие моменты вместе. Отсюда и идет переход к концепции, которая будет реализована через своего рода единение", - рассказала де Зегер.
Она считает, что на смену персональной индивидуальности приходят способы взаимодействия людей друг с другом и "отношения между людьми становятся гораздо важнее того, что есть они сами".
Куратор уточнила, что речь идет не об уничтожении индивидуальности и приведении арт-процесса в единородное состояние, а о значимости общения и обсуждения.
Поэтому, по ее словам, особое внимание при отборе художников она уделит арт-группам и сообществам, а некоторые проекты будут сделаны специально для "Манежа", пространством которого куратор была "покорена с первого взгляда".
Пятая Московская биеннале современного искусства пройдет при поддержке министерства культуры РФ и правительства Москвы.
Комиссаром и художественным руководителем биеннале, как и в прошлые годы, является Иосиф Бакштейн.
Первая Московская биеннале, которая прошла в 2005 году, представляла в своем основном проекте "Диалектика надежды" работы 41 художника из 22 стран мира - всего в ее составе было более 50 выставок.
На следующей биеннале в основной проект "Примечания: геополитика, рынки, амнезия" вошли произведения уже 111 художников из 20 стран. Он прошел на более чем 40 площадках, в том числе в Третьяковской галерее, центре современного искусства "Винзавод", Московском музее современного искусства, музейном центре РГГУ. Эти проекты делали кураторские команды, занимающие первые места в рейтинге самых влиятельных людей в мире искусства по версии британского издания ArtReview, в том числе, Ханс-Ульрих Обрист и Даниэль Бирнбаум.
С 2009 года основным проектом биеннале занимается один куратор. Тогда им стал Жан-Юбер Мартен (Jean Hubert Martin), придумавший проект "Против исключений". Он пользовался столь огромным зрительским интересом, что сроки его показа были продлены, и в общей сложности его увидели порядка 80 тысяч человек.
Последнюю на данный момент, четвертую по счету, биеннале курировал крупнейший специалист по медиаискусству Петер Вайбель. В общей сложности на выставке показывали работы порядка 80 авторов из 33 стран, которые разместили на двух площадках - в центре дизайна Artplay и ЦУМе. За полтора месяца работы его проект успели посмотреть 70 тысяч зрителей.
Согласно международной практике проведения биеннале, у ее московского варианта есть основной и специальные проекты, а также параллельная программа.