Считавшиеся утраченными снимки юного Стэнли Кубрика показывают в Москве
18 ноября 2011 года
Фотографии Стэнли Кубрика, которые будущий автор "Сияния" и "Заводного апельсина" делал в юности, а потом потерял их следы, представлены на открывающейся в пятницу выставке в Мультимедиа Арт музее.
"Снимки в таком масштабе выставляются впервые, так что можно сказать, что выставка в Москве - премьерная", - рассказал на вернисаже в четверг вечером куратор экспозиции искусствовед Райнер Кроне, который с благословения режиссера отправился на поиск его фотографий, долгое время считавшихся утраченными.
Искусствовед обнаружил их в Библиотеке Конгресса штата Огайо и в архивах Музея Нью-Йорка, методично отсканировал и описал сохранившиеся 12 тысяч негативов. Сложно представить, но это - всего лишь десятая часть из тех снимков, что сделал Кубрик для журнала Look, придя в него 17-летним юношей. Фоторепортерством он занимался всего лишь пять лет, с 1945 по 1950 год, но теперь эксперты считают те снимки своеобразной репетицией его будущей режиссерской карьеры по тому, как Кубрик выстраивает кадр, создает образы героев и делает из снимков целые серии, словно это раскадровка для большой работы.
Среди них - история маленького Микки, который так бы и остался безвестным чистильщиком обуви, а по сути обычным мальчишкой, который гуляет и дерется со своими товарищами, если бы его не выхватил объектив Кубрика.
Или же серия "Мифы "фургона Пэдди" - под этим названием скрывается рассказ о машине для перевозки заключенных, где взятые крупным планом отстрелянные гильзы или револьвер на фоне зарешеченного окна превращают полицейский репортаж в опасное, но романтичное приключение.
Не был равнодушен Кубрик и к высшему свету, которому на выставке посвящены несколько серий, в том числе "Женщины и собаки в мегаполисе" и "Будни восходящей звезды. Бетси фон Фюрстенберг", из которой становится ясно, что будущей звезде следует проводить время в ресторанах за поеданием банана и томиться на банкетке под картиной Пикассо. Глядя на эти фотографии, нельзя не заметить, что к своим моделям Кубрик относился с едва скрываемой иронией, а часто и вовсе бесстрастно, отчего они выходят на снимках одинокими и уязвимыми.
Например, в серии фотографий Монтгомери Клифта, которые Кубрик сделал в его нью-йоркской квартире, заметен контраст между несколько наигранным воодушевлением актера в кругу семьи и его ускользающим от камеры взглядом, когда он остается наедине с фотографом.
"Самым интересным у Кубрика мне кажется то, как он показывает нам рациональное изображение, за которым всегда есть бездна бессознательного. Достаточно вглядеться в снимок младенца, который впервые увидел себя в зеркале: ты не понимаешь, что более реально - этот живой ребенок или его отражение в зеркале", - отметила директор Мультимедиа Арт музея Ольга Свиблова.
По словам куратора выставки, работы молодого Кубрика достойны самого пристального внимания, потому что уже в них прослеживаются приемы, характерные для великого режиссера.
"Рассмотрев каждую из фотографий поближе, вы увидите, что они являются произведениями искусства", - заключил Кроне.
Выставка работает до 29 января.