Самую знаменитую фотохронику конца "Пражской весны" показывают в Москве
7 октября 2011 года

Выставка фотосерии "Вторжение 68 Прага" Йозефа Коуделки, сделавшей его самым знаменитым анонимным фотографом агентства Magnum и вынудившей покинуть родную Чехословакию, открывается в Центре фотографии имени братьев Люмьер в пятницу.

УРОК ИСТОРИИ

В экспозиции - десятки черно-белых фотографий мастера, которые навсегда запечатлели несколько дней августа 1968 года, когда советские танки стояли на улицах Праги и все - и солдаты, и горожане, ждали, чем это закончится, поскольку сообщения от властей обеих сторон поступали противоречивые.

Вихрем проносятся картины, с относительно спокойных в первый день до тех, на которых противостояние достигает апогея, когда военная техника пылает, а на улицах возведены баррикады из городского транспорта. Эффект общей напряженности того времени поддерживает и звуковой ряд экспозиции - как будто кто-то отсчитывает секунды то ли до начала стрельбы, то ли до ее отмены в последний момент, когда ты уже приготовился получить пулю в лоб.

И, главное, на снимках Коуделки видны эмоции участников тех событий - растерянность и усталость солдат, по приказу приехавших в чужую страну, жители которой готовы до конца отстаивать свое право на свободу.

"Фотографии очень многое передают о настроении людей - поразительно переданы советские солдаты: удивленные, недоумевающие, они не ориентируются в обстановке, видят, что им наврали, но понять, что и как, не могут. А на фотографиях пражан видно, что толпа не реагирует, как толпа, у каждого свои эмоции: кто-то боится, кто-то смеется, кто-то удивляется", - рассказала поэтесса и правозащитница Наталья Горбаневская на превью выставки в четверг.

Она вместе с шестью другими смельчаками в знак протеста против действий советского правительства вышла в те дни с грудным ребенком на руках на Красную площадь. Оттого, признается правозащитница, у нее всегда был особенный интерес к фотолетописи конца "Пражской весны", поскольку "мы тогда не могли видеть ни этих, ни других фотографий, но представляли эти танки".

"Впоследствии, уехав из СССР, я видела снимки этой серии в разнобой в журналах, в альбомах, изданных к 40-летию вторжения, но для меня эмоционально примечателен тот факт, что выставка проходит в той Москве, что когда-то была столицей СССР и послала танки на Прагу, Братиславу. Здесь выставлены фотографии, которые невозможно было показать не только 40, но и 25 лет назад", - поделилась собеседница агентства.

Она выразила надежду, что выставку увидят много зрителей, которые "задумаются об истории своей страны".

"История - наше достояние, но, не отказываясь от нее, мы не должны всю ее восхвалять, мы должны видеть, что в ней было и должны понимать всю меру ответственности нашу или предыдущих поколений", - сказала Горбаневская.

Со своей стороны, Коуделка признался, что никого ни в чем не хочет убеждать.

"Я просто хочу показать, что случилось тогда и каждый сделает свои выводы, есть в этих снимках очень важная вещь - там нет ненависти к вашему народу. Такое могло случиться с каждым - и меня могли погрузить в самолет, посадить на танк, дать в руки "калашников" и отдать приказ стрелять, именно это была самая большая трагедия", - рассказал фотограф. Он считает, что его фотографии могут стать уроком для посетителей выставки: если они представят себя на месте тех людей, то непременно осознают свое нежелание оказаться в ситуации, когда тобой манипулируют, а ты из-за этого становишься оккупантом.

ЛИНИЯ СУДЬБЫ

Серия "Вторжение 68 Прага" удивительным образом повлияла на судьбу самого фотографа, которому на тот момент было 30 лет. Коуделка и не думал куда-то пристраивать фотографии, которые делал исключительно для себя, однако волей случая они оказались у президента Magnum Элиота Эрвитта, который попросил отдать все негативы, пообещав автору конфиденциальность для обеспечения безопасности на родине. Так Коуделка стал именоваться - Р.Р., то есть Prague Photographer и со временем стал самым знаменитым анонимным фотографом в мире. Его снимки публиковались в различных изданиях, получали престижные награды вроде золотой медали Роберта Капы, а сам фотограф был вынужден сохранять свое инкогнито, опасаясь преследования властей. И даже тогда, когда он по этой причине уехал из страны, мир не сразу узнал, кто скрывается за подписью Р.Р. - так велик был страх навредить родственникам, оставшимся в Чехословакии.

Кажется, он до сих пор жалеет, что так и не смог приехать на их похороны, но признает, что вынужденная эмиграция подарила ему самое лучшее, что есть в жизни - дочь.

У Коуделки есть две квартиры - в Париже и Праге, но он не привязывается к географическим точкам на карте мира, кочевым образом жизни напоминая своих любимых героев, цыган. Сейчас у него остановка в Москве, где в пятницу состоится мастер-класс, а дальше фотограф отправится в Японию, США и Европу представлять большую ретроспективу, в перерывах дописывая книгу о влиянии человека на окружающий ландшафт.