Русский музей подготовил выставку монотипии из своей коллекции
24 августа 2011 года

Выставка "Монотипия из собрания Русского музея", которая открылась в Михайловском дворце в среду, представила выполненные в этом редком жанре графики работы более 80 художников, большинство из которых демонстрируются впервые, сообщает корреспондент .

"Выставка российской монотипии, как и любой художественной техники, представляет срез истории искусств страны. Здесь можно увидеть движение от импрессионизма в произведениях Кругликовой к абстракции в работах Михнова-Войтенко", - рассказала куратор выставки Екатерина Климова.

На выставке экспонируются фактически все работы, сделанные в этой технике, - из коллекции Русского музея, в том числе произведения Елизаветы Кругликовой, Александра Шевченко, Константина Рудакова и других.

Монотипический рисунок создается путем нанесения на металлическую доску рисунка масляными красками, который затем переводится на бумагу с помощью офортного станка. "Таким образом, монотипия отличается от прочих печатных техник тем, что создается оригинальное произведение, а не тиражное", - подчеркивают организаторы.

Первой из русских художников в начале прошлого века стала экспериментировать с монотипией художница Екатерина Кругликова. Новый этап развития этой техники искусствоведы относят к рубежу 1920-30-х годов, когда представитель русского авангарда Александр Шевченко вынужден был обратиться к графике.

"Печатная графика всегда была менее подцензурной. Когда в 30-е годы начались гонения на приверженцев формализма, многие живописцы ушли в малые формы. Более монументальные произведения подразумевали госзаказ. Поэтому на это время приходится расцвет литографии, также это можно отнести и к монотипии", - объяснила Климова.

Существует условное разделение на ленинградскую, или "кругликовскую", школу монотипии и московскую, или "шевченковскую": первой была свойственна более реалистичная манера, а второй - более абстрактная.

На выставке также представлены работы Давида Боровского, Валентина Левитина, Георгия Ковенчука, а также произведения современных художников, активно использующих технику монотипии, - Юрия Тризны и Александра Лозового.

Организаторы выставки отмечают ее уникальность: как любая графика, монотипия лишена возможности находиться в постоянной экспозиции музея, так как свет разрушает работы, и они могут выставляться не более трех месяцев подряд.

В дальнейшем Русский музей планирует подготовить выставку гравюр из своей коллекции, однако точные сроки пока неизвестны.