Российский арт-рынок не готов к работе с молодыми художниками
10 июля 2012 года

Один из наиболее заметных проектов Третьей Московской международной биеннале молодого искусства - "Цена", где художники из Москвы и Питера размышляют о том, определяет ли цена ценность искусства, открывается в четверг.

Проект, в котором принимают участие Иван Плющ, Егор Кошелев, Антон Чумак, Мария Агуреева и другие авторы, является знаковым для российского современного искусства: вопрос коммерциализации актуальных художников, особенно молодых, стоит в нашей стране острее, чем в остальном мире.

Вероятно, Третья Московская международная биеннале молодого искусства сможет познакомить какую-то часть общества с молодыми художниками, но дать им шанс стать успешными еще и в коммерческом смысле, арт-форум не сможет. Вообще, по мнению экспертов, в России молодому автору не на кого рассчитывать кроме самого себя.

РЫНОК МОЛОДОГО ИСКУССТВА

Согласно подсчетам аналитиков на современное искусство приходится порядка 12-30 % от всего объема мирового арт-рынка, при этом доля молодых художников до 30 лет составляет всего 1-2%. Однако с точки зрения инвесторов, именно эти 1-2 % и являются наиболее перспективными для финансовых вложений. Работы начинающих продаются буквально за копейки, и их стоимость может вырасти в сотни, а то и в тысячи раз буквально за несколько лет.

Например, по данным аналитического портала artprice.com самым дорогим молодым художником по итогам 2011 года стал Джейкоб Кессей (Jacob Kassay, родился в 1984 году), еще несколько лет назад его работы стоили всего несколько тысяч долларов, теперь он регулярно продается на ведущих аукционах с результатом более 200 тысяч долларов. Именно на молодых авторов делали ставку хедж-фонды, скопом скупавшие до кризиса работы перспективных художников. Много делают для раскрутки молодых и банки, которые обзаводятся арт-коллекциями. Так, например, банк UBS, спонсирующий самую престижную арт-ярмарку Art Basel, собрал более чем представительную коллекцию современного искусства - около 25 тысяч предметов искусства. Сейчас кураторы коллекции стремятся расширять ее за счет молодых художников из развивающихся стран. Естественно, подобные банки оказывают поддержку художникам, так как в отличие от музейных институций привыкли платить за свои приобретения.

Однако мало оказаться в коллекции банка или какого-нибудь фонда - для того чтобы художник начал продаваться, нужен комплексный подход - наличие хорошего художественного образования, знание основ менеджмента, понимание актуальных ориентиров в искусстве. Кроме того, начинающий художник должен обладать навыками self-promotion, а также активно участвовать в различных арт-форумах и ярмарках, которые устраивают для молодых авторов отдельные секции. Автор, имеющий награды, участвовавший в ряде знаковых выставок, нарабатывает себе CV, и тогда у него появляется шанс, что его раскруткой займется серьезная галерея.

По словам основателя Student Art Fair Юлии Тарасюк, на Западе это сделать намного проще, так как художник органичным образом встроен в мировую систему искусства. Студенты постоянно получают информацию о различных грантах и, хотя они тратят уйму времени на подачу заявок и оформление, что-то, в конце концов, получается. Этот навык очень помогает художнику после окончания учебного заведения, так как он уже неплохо ориентируется в арт-рынке и понимает, куда ему двигаться и как себя позиционировать.

YOUNG RUSSIAN ARTISTS

Система, которая бы помогала продвинуться молодым художникам в нашей стране, отсутствует, как отсутствует и серьезный рынок современного искусства. А без финансовых вливаний извне художник существовать практически не может: современные материалы и новые технологии, которые используются в актуальном искусстве дороги. Покупать произведения искусства, сделанные из недолговечных и дешевых материалов, отечественные коллекционеры не хотят. В XXI веке спрос на современное "бедное искусство" невелик.

Большинство молодых художников, которые получили неплохое образование, не понимают, что такое CV и artist statement, письменное пояснение к работе, не умеют и не хотят заниматься самопродвижением.

Однако, кроме самого художника никто ему помочь в нашей стране не может, так как с молодыми в России работать нерентабельно: нет слоя людей, заинтересованных в покупке художественных произведений, а большинство галерей не хотят рисковать.

Сделанное в апреле заявление крупнейших столичных галеристов - Марата Гельмана ("Галерея Марата Гельмана") и Айдан Салаховой ("Айдан-галерея") - о закрытии своих галерей из-за их нерентабельности и последующая распродажа искусства по сниженным ценам, а также уход с рынка Елены Селиной, которая свою XL галерею не закрыла совсем, но раскруткой художников заниматься перестала, негативно сказалось на коммерческой составляющей современного отечественного искусства.

В условиях непонятного ценообразования, галерист, если и берется за молодого художника, то, как правило, устанавливает завышенные цены, что отпугивает покупателя, так как работы не имеют реальной поддержки на рынке и вынуждает его делать ставку на иностранных художников.

Кроме того наличие всего двух премий - "Инновации" и "Кандинского", где молодых также не очень жалуют, и отсутствие их работ в музеях не позволяют коллекционерам получить необходимые ориентиры, которые бы позволили сделать выбор в пользу определенного автора.

Единственная столичная галерея, которая целиком и полностью занимается молодежью - это Галерея 21, выставляющая всего два десятка молодых авторов.

"Молодое искусство в ценовом диапазоне 400 евро - 5 тысяч евро растет во всем мире быстрее всего, но у нас это не так, потому что зрителям не объясняется, что ценно и почему. Мы пытаемся изменить ситуацию, и разъясняем коллекционерам, почему та или иная вещь столько стоит. У современного молодого искусства отличные коммерческие инвестиционные перспективы, но нельзя забывать, что это наиболее рискованные активы", - пояснил совладелец Галереи 21 Стас Уйба.

По мнению Уйбы, в нашей стране есть потенциал для создания нового слоя коллекционеров, и в основном это менеджеры выше среднего звена крупных российских корпорацией.

"Потенциал у российского рынка искусства огромный, просто с ним надо работать более детально и обстоятельно, объяснять с самых низов, создавать рынок", - уверен Уйба.

Подобные попытки уже делаются, например, осенью Фонд Кончаловского устроит в Москве Международную ярмарку молодых художников, которая пройдет на столичном дизайн-заводе "Флакон" с 20 по 30 сентября. Всего для участия в ярмарке будет отобрано около 150 молодых художников со всего мира, отбор будут проводить влиятельные люди искусства, такие как швейцарский куратор Ханс Ульрих Обрист или британец Дэвид Эллиотт, организовавший Первую Киевскую биеннале современного искусства. Это, по мнению руководителя проекта Дениса Белькевича, даст художникам возможность заявить о себе самостоятельно, поскольку ярмарка выводит их к потенциальным покупателей, минуя галереи.