Российских участников ярмарки ARCOmadrid активно смотрели, покупали и узнавали
24 февраля 2011 года

Участники спецпроекта "Фокус Россия" (Focus Russia) международной ярмарки современного искусства ARCO Madrid, которая проходила с 16 по 20 февраля, сошлись во мнении, что уровень организации был высок, а русское искусство выгодно смотрелось на фоне зарубежного.

Особенностью юбилейной, 30-й ярмарки ARCO стало участие восьми галерей и 10 государственных и частных культурных институций из России, объединенных в специальный проект. Всего свои коллекции в Мадрид привезли 197 галерей из 21 страны мира.

СМОТРЕЛИ, ПОКУПАЛИ, УЗНАВАЛИ

Среди российских галерей были такие успешные, но при этом разнонаправленные, как "Айдан", GMG Gallery, M&J Guelman Gallery, XL и Paperworks, петербургские "Марина Гисич" и Anna Nova и "Арка" из Владивостока.

Для них были созданы специальные условия - галереи не платили за стенд, но при этом вели активную коммерческую деятельность, которая принесла, по отзывам галеристов, неплохие результаты.

Как рассказала представительница питерской галереи Марины Гисич Елена Юшина, они продали все инсталляции художницы Марии Алексеевой (кукольные домики, подвешенные к стене, так что зритель имеет возможность практически со всех сторон осмотреть произведение). "Мы участвовали на международной ярмарке впервые, посетители проявляли большой интерес к нашей экспозиции, многих художников узнавали, как, например, Виталия Пушницкого", - уточнила Юшина. Однако, по ее словам, было непросто продать и объяснить зарубежным коллекционерам некоторую российскую живопись и графику.

Еще один участник - столичная галерея "Айдан" в отличие от Гисич не впервой участвовать на международных арт-форумах и ярмарках. На ARCO они привезли женское российское современное искусство от Елены Берг, Евгении Чуйковой, Анны Желудь и Ирины Дэвис. По словам исполнительного директора галереи Анны Гершберг, продать им ничего не удалось, но не в этом была их цель.

"Мы не гнались за продажами, а старались привезти новые работы, которые смотрелись бы выгодно и в целом представляли то, что происходит с российским искусством", - пояснила Гершберг. Если продажи у "Айдан" не задались, то, как продолжила собеседница агентства, ярмарка оказалась выгодной с точки зрения полезных контактов. И, как она уточнила, "уже есть люди, которые хотели бы приобрести некоторые арт-объекты".

Еще один опытный игрок на международном арт-рынке - старейшая московская галерея XL привезла проверенные работы, как, например, всегда успешные с коммерческой точки зрения проекты дуэта Electroboutique. Используя технологии, художники Аристарх Чернышев и Алексей Шульгин умело превращают их в объекты современного искусства. Гигантские искаженные ай-поды, бегущие электронные табло давно стали любимыми гаджетами коллекционеров. На ARCO успехом пользовались их электронные очки.

Как отмечают галеристы, интерес у публики вызывали практически все привезенные работы. Но все-таки покупать их рисковали не многие. Так не нашлось новых владельцев для произведений Валерия Чтака (в пределах 10 тысяч евро) в галерее Paperworks - как рассказали в галерее, их смотрели, но не приобретали. Похожая картина наблюдалась и в питерской галерее Anna Nova, где лайтбоксы Хаима Сокола не продались за 10 тысяч евро, зато, по словам руководителя пресс-службы галереи Ивана Потапова, купили работы Петра Швецова.

Для многих ARCO стала зеленым светом на дальнейшее погружение в мировой арт-рынок, так галерею Марины Гисич пригласили на Vienna Fair, а Anna Nova на одну из самых престижных в мире ярмарку - лондонскую Frieze.

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УЧАСТИЕ

Среди государственных и частных культурных институций Россию представили - Эрмитаж, Московский музей современного искусства (ММСИ), Государственный Центр современного искусства, Мультимедиа Арт Музей, ЦСИ "Винзавод", ЦСК "Гараж", фонд "Екатерина", получивший премию Ассоциации друзей ARCO в категории "Международное коллекционирование", Пермский музей современного искусства, фонды "Виктория - искусство быть современным" и Stella Art. На суд международной публике им можно было представить лишь одну работу из коллекции.

На взгляд руководителя пресс-службы ММСИ Екатерины Первенцевой, одна работа - мало, но лучше чем ничего. "Арт-ярмарка - это, в первую очередь, хороший повод, чтобы наладить международное сотрудничество", - уверена она.

По ее словам, ярмарка была прекрасно организована и больше всего ей понравилась экспозиционная структура форума. "Галереи из России определили ни в какой-то отдельной части, а распределили по всей территории ярмарки, что, конечно, способствовало интеграции русского искусства в международное", - поделилась Первенцева впечатлениями.

Со своей стороны, арт-директора ЦСИ "Винзавод" и эксперт Николай Палажченко сравнил ARCO с крупнейшим арт-форумом - Венецианской биеннале. На его взгляд, участие в подобных проектах - обязательное.

"ARCO - один из лучших мировых форумов современного искусства. При этом, в отличие от таких ярмарок как Fiac и Frieze, здесь нет ни слишком большой толпы посетителей, ни каких-то гигантских цен", - отметил Палажченко.

Он продолжил, что в этом году была фантастическая русская программа. "И было очень интересно смотреть на русское современное искусство в контексте западного. Оно смотрится очень эффектно, достойно и, не побоюсь этого слова, выигрышно", - поделился Палажченко.

Как отмечали эксперты, одним из плюсов ярмарки этого года стала смена директора, новым руководителем форума назначили Карлоса Урроса, который, кстати, лично приезжал в Россию отбирать участников для специального проекта.

Желающих посмотреть обновленную ARCO набралось около 150 тысяч человек.

Выставка-ярмарка ARCO Madrid появилась в 1982 году по инициативе мадридского организатора ярмарок IFEMA и при поддержке тогда небольшого количества испанских галерей, специализирующихся на современном искусстве. В первый год проведения ярмарки в ней приняли участие 90 галерей из 16 стран.