Россиянка Ника Неелова присоединилась к ведущим художникам Британии ради помощи бездомным
14 марта 2012 года
Ведущие современные художники Великобритании, включая Энтони Гормли (Antony Gormley) и Трэйси Эмин (Tracey Emin), объединились ради создания выставки, призванной привлечь внимание к проблеме одиноких бездомных людей. Экспозиция открывается в среду в лондонском Сомерсет-хаусе, а единственным иностранным участником, отобранным кураторами, стала российская художница Ника Неелова.
Помимо Гормли, Эмин и Нееловой, в проекте "Кризисная комиссия" (The Crisis Commission) участвуют Боб и Роберта Смит (Bob & Roberta Smith), сэр Энтони Каро (Anthony Caro), Джиллиан Уэринг (Gillian Wearing), Йинка Шонибаре (Yinka Shonibare), Джонатан Йео (Jonathan Yeo) и Натан Коули (Nathan Coley). Большинство из них сделали работы специально для экспозиции, кто-то отдал на благотворительные цели уже существующие произведения.
Выставка в Сомерсет-хаусе будет открыта до 22 апреля, после чего 3 мая в Лондоне Christie's проведет аукцион выставочных работ в пользу благотворительной организации Crisis, которая и занимается помощью одиноким бездомным людям и попыткой привлечь к этой теме общественное внимание.
Каждому художнику была предложена на выбор одна из четырех тем: изоляция, имущество, пространство и безопасность. Гормли создал для выставки скульптуру лежащего человека, сделанного из железных блоков. Уэринг тоже покажет "маленького человека", прототипом которого был некий Крейг, ставший бездомным после того, как вернулся с войны в Афганистане. Эмин не стала делать что-то особенное для "Кризисной комиссии", для проекта она отдала два автопортрета и инсталляцию из двух неоновых знаков "Верь мне" (Trust Me) и "Верь себе" (Trust Yourself).
Ника Неелова, дочь актрисы Марины Нееловой, для проекта изготовила большую инсталляцию на тему пространства. Скульптура состоит из нескольких отлитых из бетона дверей, которые представлены зрителю вне привычного контекста. Для скульптуры Неелова использовала конкретную дверь, которую одолжила в самом Сомерсет-хаусе как образец.
"Эти двери не используются по их изначальному предназначению, они разбиты и подвешены и лишены способности нести в себе тайну того, что за ними скрыто. Они не разделяют пространство и не определяют границы помещений, они, наоборот, беспомощны и потеряны в этом пространстве", - рассказала художница в интервью .
Двери висят хаотично, говоря о временности их пристанища и "неизбежной опасности обвала".
Неелова получила приглашение участвовать в выставке непосредственно от кураторов, после того, как ее каталог работ им представил всемирно известный художественный критик и историк Эдвард Люси-Смит.
"Я не считаю себя еще состоявшимся или получившим признание художником, поэтому для меня особенно ценно и почетно участвовать в одном проекте с такими замечательными и признанными художниками, как Энтони Гормли, Трейси Эмин... Я восхищаюсь их творчеством и их работы оказали на меня существенное влияние. Я читала про них книги, ходила на их выставки, но никогда не предполагала, что мне представится возможность с ними познакомиться и участвовать с ними в одном проекте", - продолжила художница.
Хотя живущая в Британии Неелова уже успела получить здесь признание после того, как в 2010 году ее инсталляция "Принципы повиновения" победила на конкурсе "Новые сенсации" знаменитой Галереи Саатчи.
Неелова рассказала, что проект равное значение придает как качеству и глубине работ, так и попытке добиться отклика на проблемы, связанные с бездомностью, а сама она активно поддерживает идею слияния искусства и благотворительности ради помощи нуждающимся.
"В начале проекта у меня была возможность посетить Crisis и узнать, какие возможности они открывают перед бездомными людьми, оказывая им колоссальную помощь. Помимо прочего, они устраивают художественные курсы и мастерские для работы, то есть искусство таким образом помогает этим людям вновь обрести чувство собственного достоинства, самоутверждение, необходимую мотивацию выйти из этой ситуации и восстановить контакт с окружающим миром", - рассказывает Неелова.
Лоренс Силларс, главный куратор центра современного искусства BALTIC и проекта "Кризисная комиссия" считает, что эта выставка - единственный шанс увидеть под одной крышей такого уровня художников с произведениями, объединенными одной темой. Сама Crisis просит посетителей, глядя на работы, представить, какого это - не иметь дома, и помнить о том, что со времени кризиса число бездомных в Великобритании увеличилось на 15%, и в прошлом году в одном только Лондоне около четырех тысяч человек регулярно ночевали на улице.