Россия впервые вспоминает пропавших и погибших детей
25 мая 2012 года
Международный день памяти пропавших детей отмечается в пятницу во многих странах мира, в этом году Россия впервые официально присоединилась к празднованию этого дня.
Международный день пропавших детей был учрежден по инициативе Европейской федерации по розыску пропавших и оказавшихся жертвами сексуальной эксплуатации детей. Таким образом, организация попыталась привлечь внимание общественности к проблеме пропажи несовершеннолетних. По информации международных правозащитников, в среднем в Европе ежегодно исчезает более 70 тысяч мальчиков и девочек. В России в течение последних пяти лет ежегодно в розыск объявляются до 55 тысяч детей и подростков. По данным главного управления уголовного розыска МВД России, в 2011 году в нашей стране насчитывалось 64,5 тысячи пропавших без вести, из них более 21 тысячи - несовершеннолетние.
ОБЪЕДИНИЛИСЬ В ПОИСКЕ
"Только за неполных пять месяцев этого года в Москве поступило 300 заявлений о безвестном исчезновении детей. Более 50% пропавших детей мы нашли в трехдневный срок и вернули в семью", - рассказал журналистам в четверг заместитель начальника пятой оперативно-розыскной части управления уголовного розыска главного управления МВД по Москве Михаил Карпунин.
Однако, по его словам, в столице с 1997 года пропали и до сих пор и не обнаружены 142 ребенка. Вместе с тем, отметил он, в последнее время правоохранительным органам активно помогают искать детей отряды добровольцев. "Волонтеры оказывают нам очень серьезную помощь, информируя население и привлекая общественность к розыску детей. Мы сейчас в основном взаимодействуем с поисково-спасательным отрядом (ПСО) "Лиза Алерт". С начала года это взаимодействие стало более плотным и более результативным, что уже дает свои результаты", - подчеркнул Карпунин.
Так, заместитель начальника 16 оперативно-розыскной части управления уголовного розыска главного управления МВД по Москве Дмитрий Пичугин вспомнил случай, когда на западе столицы пропал школьник. "Волонтеры в течение часа собрали со всей Москвы несколько десятков человек, около 70 добровольцев, и спустя час мальчик был найден", - рассказал он.
Координатор ПСО "Лиза Алерт" Григорий Сергеев также отметил, что сотрудничество волонтеров с московской полицией в 2012 году вышло на новый уровень. "Стало намного проще работать в рамках городских поисков. Ведь самое главное, что необходимо для быстрого и эффективного розыска, - скорость получения информации и экстренного реагирования. Сегодня мы можем говорить о том, что дети возвращены домой, благодаря тому, что информация была получена достаточно быстро и оперативно", - отметил Сергеев.
ОБЩАЯ ПРОБЛЕМА
Отряд "Лиза Алерт" был образован почти два года назад, в июне 2010 года, после поисков в лесах под Черноголовкой 4-летнего Саши Кононова. Тогда мальчика удалось спасти. Он провел в лесу три ночи. Спустя несколько месяцев, в сентябре, в Орехово-Зуево пропала пятилетняя Лиза Фомкина. Девочка потерялась в лесу вместе с тетей и в течение пяти дней ее практически никто не искал. Нашли Лизу на десятый день поисков. Она скончалась от переохлаждения на девятый день пребывания в лесу. Именно эти поиски и дали название всему отряду.
"К сожалению, поиски, начавшиеся не в первые сутки пропажи, очень сложно завершить успехом", - признается Сергеев.
Уже в этом году на счету отряда "Лиза Алерт" несколько громких операций. Волонтеры отряда принимали участие в розысках 9-месячной Ани Шкапцовой в Брянске и 6-летнего Ильи Ярополова в Перми. В минувший понедельник не без помощи добровольцев в Смоленской области был найден двухлетний Иван Панфилов. В тот же вечер добровольцы "Лиза Алерт" нашли утонувшего в реке Пахра Домодедовского района Подмосковья семилетнего мальчика. Всего на счету отряда более 200 поисков.
"Не всех детей, которых мы искали, удалось найти живыми. Завтра, 25 мая, мы открываем на Винзаводе выставку "Не по-детски" - про наших детей, в чьих поисках мы принимали участие. Девять историй из жизни нашего отряда, девять детских жизней. Кого-то из них удалось спасти, кого-то - нет, по некоторым поиски еще не остановлены", - рассказывает координатор ПСО "Лиза Алерт" Ирина Воробьева.
По ее словам, отношение к пропавшему ребенку в России должно поменяться. "Это должно стать чрезвычайным происшествием с соответствующей системой реагирования. Поиски ребенка - это сфера ответственности не только полиции, но и МЧС, и волонтеров, и журналистов, и местных властей", - уверена она.
Массовость особенно необходима в поисках в природной среде, например, в лесу. "Лесные поиски предполагают массовость - в них должны участвовать местные жители, квадрациклисты, джиперы, авиация, кинологи. Все, кто может, в том числе и спецслужбы, которые располагают нужными специалистами и техникой, например, авиацией", - отметила Воробьева.
Эксперты посоветовали при исчезновении ребенка незамедлительно обращаться в ближайший отдел внутренних дел. "Принять заявление обязаны вне зависимости от того, когда ребенок пропал, даже если он задержался на пять минут, возвращаясь из школы. Если у вас нет возможности написать заявление, вы можете позвонить в дежурную часть по номеру 02, фактически это и будет вашим заявлением", - отметил Пичугин.
"БЕГУНКИ" И "ПОТЕРЯШКИ"
Пропавших детей принято делить на "потеряшек" (которые заблудились в городе или лесу) и "бегунков" (которые целенаправленно сбежали из дома). Из общего количества пропавших детей подавляющее большинство - 70-80% случаев - это "бегунки", остальные - "потеряшки".
По мнению директора по развитию Национального фонда защиты детей от жестокого обращения Сергея Георгиевского, помимо самого поиска пропавших детей, остро стоит проблема реабилитации найденных ребят. "Пропавшие дети и их семьи нуждаются в долгосрочной реабилитации и терапии уже после случившегося", - говорит он.
С ним согласен и Сергеев. "Дети убегают из дома зачастую из-за серьезных конфликтов в семье, нередко от насилия. И когда они возвращаются домой, этой семье необходимо оказывать особую помощь - нужно привлекать психологов для работы и с ребенком, и с родителями", - считает он.
Он подчеркнул, что улице ребенок может оказаться либо объектом, либо субъектом преступления, поэтому искать и возвращать детей в семью нужно обязательно.