Ретроспектива немецкого художника Йозефа Бойса открывается в Москве
11 сентября 2012 года
Самая крупная в России выставка одного из пионеров постмодернизма, немецкого художника Йозефа Бойса, под названием "Призыв к альтернативе" открывается в Государственном музее современного искусства в среду.
Прежде работы Бойса показывали в Москве в 1992 году - в ГМИИ им. Пушкина, но тогда демонстрировались только графические работы.
Как рассказал на вернисаже выставки во вторник вечером ее куратор, директор Музея современности "Хамбургер Банхоф" и крупнейший специалист по творчеству художника Ойген Блуме, сейчас Бойс, хотя он и работал в 1950-80-е годы, актуален как никогда. Не в последнюю очередь из-за того, что проблемы, которые он озвучивал, например, чрезмерный материализм, являются отличительной чертой нынешнего времени.
"Он считал, что главный капитал человека - это его духовность и мало значения придавал материальным ценностям, протестуя против чрезмерности потребительской культуры. В частности, из-за этого его идеи современны и сейчас", - отметил куратор.
Бойс - художник, как отмечают эксперты, демократический до мозга костей. Ему были близки идеалы Французской революции - "Свобода, равенство и братство", которые он трактовал как свободу духовной жизни, равенство перед законом и братство в экономике. Не чужд он был и принципов бережного отношения к природе - художник стал одним из основателей западногерманской Партии зеленых, а с Россией, точнее, с СССР у него и вовсе были особенные взаимоотношения: во время Второй мировой войны он служил в люфтваффе и его самолет был сбит в Крыму, где от ран художника выходили татары, намазывая жиром и укрывая войлоком - эти материалы ассоциировались у него с Россией и со временем стали одними из главных в его работе.
"Те роковые события стали ядром творчества Бойса, который стал противником границ, из-за которых происходят войны. Он сказал, что мы живем в кочевой культуре, в мире не должно быть рамок и, в итоге, сам стал кочевником", - рассказал куратор.
Он считает, что Бойс был бы счастлив выставке в России, поскольку для него признаками успешности художника были проекты в Музее Гуггенхайма и Кремле. А в СССР, впрочем, как и в ГДР, он был под запретом из-за своего отношения к системе. Что, впрочем, не мешало ему принимать участие в крупнейших международных проектах - например, в Венецианской арт-биеннале и выставке "Документа" в Касселе.
Так, на нынешней московской выставке представлена инсталляция "Конец ХХ века", которая отсылает к масштабному скульптурно-экологическому проекту "7000 дубов", реализованному на "Документе" в 1982 году. В его ходе куча базальтовых блоков разбиралась по мере того, как высаживались деревца. В другом зале демонстрируется еще одна масштабная инсталляция - "Трамвайная остановка. Памятник будущему", впервые показанная на Венецианской биеннале в 1976 году. На выставке представят и видеодокументацию перфомансов художника "Я люблю Америку, Америка любит меня" и "Как объяснить картины мертвому зайцу", а также графику Бойса и записи его лекций.
Выставка проводится в рамках года Германии в России и работает до 14 декабря.