Работы Малевича и его учеников покажут в Третьяковской галерее
5 сентября 2012 года
Выставка "..Нас будет трое...", на которой демонстрируются преимущественно супрематические произведения одного из самых дорогих художников ХХ века Казимира Малевича и его учеников - Николая Суетина и Ильи Чашника из коллекции фонда Sepherot, открывается в четверг в Третьяковской галерее на Крымском валу.
В этой части главного национального музея показывают живопись, графику и скульптуру ХХ века, в том числе и художников-авангардистов. Конечно, особое место в этом разделе занимает легендарный "Черный квадрат" Малевича, который считают знаковым произведением, главным символом супрематизма.
На открывающейся экспозиции его работ не так уж много, что обусловлено особенностями арт-рынка - их купить сейчас не так-то просто по двум причинам: высокая стоимость произведений и отсутствие произведений Малевича на рынке.
Особый интерес у публики могут вызвать три живописных работы художника - два ранних этюда, "Дом с верандой" и "Пейзаж с прудом" 1906 года, когда он пытался поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и портрет матери, который был написан в 1932-1934 годах и относится к позднему периоду его творчества. Эти произведения вполне вписываются в реалистическую традицию и менее всего похожи на те, которыми знаменит Малевич. Они объединены на одном стенде, на обратной стороне которого находится небольшое полотно "Супрематизм. Прямоугольник и круг", которое было написано в один год с "Черным квадратом" и с точки зрения экспертов кажется наиболее привлекательным.
Графическую подборку составляют, в частности, его эскизы к парфюмерной продукции фирмы "Брокар", а также наброски "Две женские фигуры на фоне пейзажа" и "Две сестры в парке", которые стали подготовительным этапом работы над картинами "Две фигуры" из коллекции Русского музея и "Сестры" из коллекции Третьяковской галереи соответственно.
У Малевича, пропагандирующего принципы нового искусства, было много последователей, но самых преданных - всего двое, Суетин и Чашник. Они познакомились в 1919 году в Витебске, куда Малевич приехал преподавать в Народную художественную школу, там была основана группа "Уновис" ("Утвердители нового искусства"), ведущими художниками которой и стали Суетин и Чашник. После того, как Малевич возглавил Музей художественной культуры, они последовали за своим учителем в Петроград.
По мнению куратора экспозиции Татьяны Горячевой, на ней как раз можно увидеть главное - сохраняя приверженность одним и тем же принципам, по своей манере художники были очень разными.
"Они воспринимали супрематизм как мессианство, а себя считали его апостолами. Несмотря на это, на примере демонстрируемых работ видно, какой разный у них супрематизм, хотя явственно просматривается круг общих идей", - отметила она на пресс-показе выставки в среду.
В общей сложности в Третьяковской галерее, как уточняют организаторы, можно увидеть 14 произведений Малевича (4 живописных и 10 рисунков), 55 работ Чашника, включая гипсовый рельеф и 35 - Суетина, в том числе одну живописную.
При этом в каталоге к выставке говорится, что графика этих трех художников в свое время находилась в собраниях коллекционера Льва Нусберга и галериста Гарри Татинцяна. Несколько лет они находятся в состоянии судебных тяжб по искам друг к другу, в том числе по поводу подлинности авангардистских работ, в свое время проданных Нусбергом Татинцяну, от которого они перешли другим коллекционерам.
По словам представителя фонда Sepherot Анастасии Дегтяревой, подлинность представленных на выставке работ подтверждена специалистами Третьяковской галереи.
Фонд Sepherot с 2010 года ведет в России достаточно активную выставочную деятельность, показывая в крупнейших музеях разноплановые экспонаты - от портретной миниатюры XVII-XIX веков до фотографий Александра Родченко.