Постоянная экспозиция Русского музея пополнится прикладным искусством и соцреализмом
20 марта 2012 года

Залы декоративно-прикладного искусства и живописи социалистического реализма появится в этом году в постоянной экспозиции Русского музея, рассказала Евгения Петрова, заместитель директора Русского музея по научной работе.

"В постоянной экспозиции по XX веку у нас не хватает зала с социалистическим реализмом. Как правило, это работы крупных размеров, и они просто физически не помещались в наших залах, но в ближайшее время мы этот пробел восполним", - заявила на пресс-конференции Евгения Петрова.

После того, как летом этого года закончится реставрация одного из залов корпуса Бенуа, крупноформатные произведения официально признанных художников советской эпохи войдут в постоянную экспозицию музея.

"В нескольких залах, где сейчас в Корпусе Бенуа проходят выставки, мы также планируем показывать на постоянной основе фарфор, стекло и ткани, то есть прикладное искусство, которое ранее у нас в музее представлено не было", - сообщила на пресс-конференции Петрова. В постоянную экспозицию войдут произведения из стекла и фарфора Врубеля, Борисова-Мусатова, Малевича, Мухиной и других.

Также при Русском музее будет создана портретная галерея "Лица России", которая расположится в Михайловском дворце. "Коллекция Русского музея - это история России в образах и лицах", - подчеркнул на пресс-конференции Владимир Гусев, директор Русского музея.

По словам Петровой ранее предполагалась открыть общероссийскую портретную галерею в Историческом музее в Москве и свезти туда работы из многих региональных музеев. Однако, в результате, идея не нашла поддержки у музейного сообщества.

"В конце мая мы хотим представить парадные портреты, которые соответственно найдут свое место в парадных залах Михайловского дворца. А осенью мы хотим параллельно показать нашу коллекцию, которую мы называем "Лица России". В ней мы хотели бы представить отражение в портретной живописи различных слоев населения России. Это будут портреты, но не именитых людей, а портреты, зачастую, без имени", - добавила Петрова.

Что касается выставочной деятельности, то в этом году на нее Русскому музею было выделено государством шесть миллионов рублей, что, по словам музейных работников, позволит организовать лишь одну временную экспозицию. Однако петербургский музей собирается в 2012 году провести около двадцати выставок, опираясь на спонсорскую поддержку.

Двадцать второго марта в Михайловском дворце будут представлены скульптурные работы Владимира Беклимишева, 5 апреля в Корпусе Бенуа начнет свою работу выставка советского классика Александра Лабаса, а 12 апреля там же откроется временная экспозиция Михаила Нестерова, приуроченная к 150-летию художника.

Среди ярких проектов Петрова отметила запланированные на конец года выставки "Сон как явь", посвященную теме сна в русской живописи, и "Автор неизвестен", где будет представлено около 200 полотен, имена создателей которых остаются по сегодняшний день неизвестны. При чем, для ряда работ к моменту начала выставки будет произведена предположительная атрибуция.

Кроме того, в Русском музее состоится несколько показов из московских частных коллекций, которые должны будут дополнить собрание Русского музея. Также как продолжение постоянной экспозиции в сентябре пройдет выставка искусства конца прошлого века, иллюстрирующая переход от советского к постсоветскому периоду. Отдельно Петрова отметила временную экспозицию Жилинского, для которой художник сам предоставит свои работы.

Двухсотлетний юбилей войны с наполеоновской армией Русский музей отметит в сентябре показом в Строгановском графики и фарфора, созданного в честь победы России в 1810-е годы.

"В сентябре в Мраморном Дворце мы откроем особую выставку, это будет синтетический проект, осень современный. Он называется "Звучащее вещество", при чем в самом прямом смысле: на выставке будут показаны предметы напрямую связанные с музыкой, также будут представлены музыкальные произведения, связанные с искусством", отметила Петрова, добавив, что каталог к "Звучащему веществу" будет существовать только на цифровых носителях.