Первая заграничная выставка работ художника Александра Волкова открывается в Лондоне
5 сентября 2012 года

Первая персональная выставка за рубежом художника Александра Волкова, работавшего в начале ХХ века, открывается в среду в лондонском офисе аукционного дома Christie's, который собрал для некоммерческой экспозиции более 50 произведений художника из частных коллекций.

Выставка "Александр Волков: пески и шелк" охватывает ранний этап творчества Волкова, когда его работы еще не подвергались цензуре. Название отсылает к историческому положению региона Средней Азии, который стал предметом территориальных споров так называемой "большой игры" между Российской и Британской империями.

Волков родился в семье военного медика в Фергане (нынешний Узбекистан) в 1886 году. Всю жизнь он работал с сюжетами повседневной жизни меняющегося облика Средней Азии - с царских времен до прихода советской власти. Сказать, в каком стиле Волков работал, невозможно, поскольку всю жизнь он экспериментировал. Хотя, несмотря на это, его работы всегда отличают насыщенные и яркие краски.

Следуя по стопам отца, будущий художник сначала закончил кадетское училище, затем выбрал гражданскую специальность и уехал в Петербург учиться на естественно-научном отделении. Однако через три года он явился к отцу и сказал, что хочет стать художником.

"Не знаю, что бы современный генерал сказал, но его отец, получивший в сфере военной медицины три высших образования, ответил Шуре, как звали его в семье: "Ищи себя. Я себя не нашел", - рассказал внук художника Андрей Волков.

В Киев учиться живописи Волков уехал из-за сильного увлечения творчеством Михаила Врубеля. Там он встречался с вдовой Врубеля и часы проводил в Кирилловской церкви, разглядывая иконы и фрески, написанные русским символистом. В Лондоне выставлены яркие работы того этапа творчества Волкова, включая "Демона", "Мазары под луной" и так далее.

Вторая часть выставки посвящена экспериментам Волкова в других стилях, прежде всего кубофутуризме.

"Что отличает его кубофутуризм от футуристов русских и итальянских, которые воспевали новую эру машин, скорости, движения? Волков дружил с этими людьми, но его видение мира и искусства было другим. Он никогда не мыслил себя вне Востока, для него это была земля, которая рождала искусство, радость, а сам он был антиурбанистом", - рассказал Андрей Волков.

По словам куратора выставки Мики Калиевой, Christie's хотел сделать выставку, посвященную именно раннему этапу творчества Волкова, до того периода, как соцреализм стал официальным искусством, советская власть посчитала работы Волкова формализмом, у него перестали покупать произведения, заказы давали на уровне натюрмортов для оформления уличных праздников. И это несмотря на то, что он был живым классиком, создателем художественной школы Узбекистана и преподавателем. В 1940-е годы его фамилия попала в список запрещенных художников, работы которых подлежали уничтожению. Сохранить разрешалось два произведения - одно для хранения, одно для изучения. Список был отозван за два дня до вступления в силу.

Привезти все самые известные работы, как, например, "Гранатовую чайхану", хранящуюся в Государственной Третьяковской галерее, не удалось - Christie's работал только с частными коллекциями. Тем не менее организаторы надеются привлечь интерес и к Волкову, и к среднеазиатскому искусству того времени в целом.

"Было бы интересно, чтобы люди здесь, кураторы, искусствоведы заинтересовались Волковым. Ведь в Узбекистане в 1920-1930-е годы была уникальная ситуация. Когда в Советском Союзе все это уже было запрещено, там художники продолжали экспериментировать, там рождались удивительные работы, был какой-то оазис и местных художников, и тех, кто туда приезжал. Там целая школа появилась", - рассказала Калиева.

О самой личности Волкова тоже известно не так много, а между тем, по словам его внука, личностью он был эксцентричной, всю жизнь ходил в шортах, подпоясанном сюртуке и берете, в тяжелых ботинках с подковой за поясом и гитарой. А зимой для тепла пришивал к шортам чулки.

И его дети, и внук продолжают династию - все они художники. Они же стали и хранителями основной коллекции Волкова, передавали работы в свое время Игорю Савицкому, создателю Музея искусств в Нукусе (Узбекистан), где по сей день - одно из богатейших собраний работ Волкова.

В России, по словам внука художника, Волков тоже до сих пор не вписывается в художественные коллекции. Несмотря на несколько десятков работ в запасниках Третьяковской галереи, в постоянной экспозиции находятся единицы, в Русском музее - ни одной.

Андрей Волков объясняет это тем, что дед его всегда был "слишком ярким" и не вписывался в тематические выставки. За границей Волков выставлялся только в коллективных экспозициях, и нынешний показ - первая персональная выставка за рубежом.

"Эта выставка в Лондоне - восстановление справедливости, важный выход наконец на международный уровень художника, который это, безусловно, заслуживает", - заключил внук Волкова.