Первая ретроспективная выставка Дэмиена Херста открывается в Лондоне
4 апреля 2012 года
Лондонская галерея Tate Modern открывает в среду первую в истории выставку-ретроспективу одного из самых влиятельных и дорогих художников современности, британца Дэмиена Херста, в которую вошли его самые знаменитые работы за последние 25 лет.
Выставка пройдет в олимпийский год и станет кульминацией Лондонского фестиваля, части Культурной олимпиады, которая стартовала четыре года назад и завершится осенью 2012 года после всех спортивных событий.
Херст получил признание как один из лучших молодых британских художников еще в 1980-е годы, но до сих пор полного обзора его творчества не делал ни один музей. На пресс-показе экспозиции он рассказал, что с предложением сделать ретроспективную выставку к нему обращались с тех пор, как ему было 28 лет.
"Я отметал эту идею, потому что она вызывала у меня даже какой-то страх. Ведь ты же должен дойти до какого-то этапа, чтобы оглянуться назад", - сказал художник.
Несколько залов на выставке охватывают все творчество художника, начиная с первых экспериментов Херста-студента Колледжа Голдсмитов (Goldsmiths College) и заканчивая работами 2009 года.
Открывают выставку инсталляции и первая вариация на тему "пятнистых" работ - "Картина с точками" (Spot Painting) 1986 года. Это студенческий период Херста, который уже тогда прославился, организовав и став куратором выставки Freeze со своими работами и произведениями своих друзей-студентов.
Знаменитые инсталляции из шкафов-аптечек, полных лекарств напоминают о периоде, когда художник увлекался коллажами. Идея, одна из фирменных тем Херста, пришла к нему тоже в юности благодаря его матери, которая свято верила в силу современной медицины, но не в дельность и пользу искусства.
Уникальная возможность для зрителей увидеть здесь известные работы с формальдегидом: "Разъединенных мать и дитя" - разрезанные поперек и помещенные в контейнеры с формальдегидом корова и теленок - и помещенную в раствор акулу. Последняя носит сложное название "Физическая невозможность смерти в сознании живущего" и была сделана в 1999 году.
Комната контейнеров с застывшими заспиртованными животными отправляет зрителя в новые живописные эксперименты художника, а затем в тот период творчества, когда Херст увлекался бабочками. "Любовь изнутри и снаружи" (In and Out of Love) - практически интерактивная комната, где бабочки с картин сходят к зрителю, летают по комнате, садятся на фрукты и головы зашедших сюда. И далее идут калейдоскопные работы, которые сделаны из тысяч ярчайших крыльев бабочек.
Порядка 70 работ можно будет увидеть в Tate до 9 сентября. Художник сам работал вместе с кураторами, поскольку выставка готовилась несколько лет. Большинство ранних работ с 1980-х годов в Британии и не выставлялись, и сейчас показываются во многом благодаря спонсированию музейного управления Катара.
Самым грандиозным экспонатом галереи, безусловно, станет платиновый череп
"Ради любви к Богу" (For the Love of God) - знаменитое произведение Херста, проданное в 2007 году лондонской галереей White Cube некой группе инвесторов за 50 миллионов фунтов стерлингов, что является абсолютным рекордом для современного художника. Перед продажей череп, усыпанный 8,601 тысячи бриллиантов, при колоссальных мерах безопасности выставлялся самой White Cube в Лондоне. С тех пор работа была на показе в Амстердаме и Флоренции, но не на Родине, тем более бесплатно в публичной галерее.
За основу Херст взял реальный череп мужчины, предположительно, европейца XVIII века, покрыл его платиной и бриллиантами, а самый крупный, розовый, алмаз вставил в лоб. При этом зубы "владельца" были сохранены. Работа носит достаточно символичный, философский характер, своего рода вызов смерти и изучение ее природы.
В галерее Tate Modern "Ради любви к Богу" выставляется в основном Турбинном холле в специально созданном пространстве с 4 апреля по 24 июня 2012 года. Зрители должны сдать все сумки и фотоаппараты и пройти в темный куб, освещаемый только блеском бриллиантов. Но это единственная часть выставки, которую все желающие смогут увидеть бесплатно.
А вот заплатить придется за многочисленные выпущенные к выставке сувениры, которые соответствуют званию Херста как самого дорогого художника: от рулона обоев с бабочками за 700 фунтов, до раскрашенного художником пластикового черепа за 36 тысяч фунтов.