Персональная выставка Максима Кантора открылась в Петербурге
21 июня 2012 года

Выставка живописных работ и графики Максима Кантора открылась в Мраморном дворце в Санкт-Петербурге. Художник, чье творчество за рубежом известно намного лучше, чем на родине, впервые выставляется в Петербурге, рассказали в пресс-службе музея.

"Я надеюсь, что мои работы будут интересны людям, которые истосковались по искусству, тем, кто устал, что ему вместо живописи предлагают подделки. Я не кичусь этим, но я умею рисовать, и чувствую, что даже в странах менее закомплексованных, чем Россия сохраняется голод по настоящей живописи", - рассказал сам художник.

В России персональные выставки Максима Кантора уже проходили в Пушкинском музее в 1997 году, затем в Третьяковской галерее - в 2001. Сам художник подчеркнул, что предпочитает не выставляться в галереях, поэтому его работы можно только сейчас впервые увидеть в Петербурге.

Куратор выставки, заведующий Отделом новейших течений Государственного Русского музея, Александр Боровский на открытии экспозиции подтвердил, что Кантор находится вне существующего арт-истеблишмента, и его творчество следует рассматривать вне привычных представлений о современном искусстве.

"Подбор работ для выставки осуществлялся по довольно простому принципу: здесь представлены произведения, находившиеся у меня дома, и те, работы, которые без больших трудов удалось запросить из частных коллекций", - рассказал Кантор.

В результате, в экспозиции Мраморного дворца можно увидеть такие полотна Кантора разных лет, как "Государство", "Коммунальная квартира", "Утренний обход", "Семья", "Реквием террористу", "Лев Толстой" и другие.

"Максим Кантор начинал с цветовой живописи, где главным был жест, решение формы, и очень мощно чувствовалась доминанта красного. Но мне лично очень импонирует именно графика художника, очень острая и колючая: такое ощущение, что прикоснешься к листу, а отдернешь руку уже в порезах", - отметил на открытии выставки ее куратор, заведующий Отделом новейших течений Государственного Русского музея Александр Боровский.

В экспозицию вошли несколько графических циклов художника - "Пустырь. Атлас", "Метрополис. Атлас" и "Вулкан. Атлас". Последний альбом представлен наиболее полно: из 70 литографий художник отобрал для выставки те 50 работ, которые наиболее близки российскому зрителю. Наиболее частые персонажи этих графических произведений - герои политической истории ХХ века: Черчилль, Сталин, Гитлер, Дзержинский, Троцкий, а также художники-авангардисты. Как подчеркивает художник, передовое искусство прошлого века стремительно превратилось в салонное искусство, что и заставляет его изображать авангардистов тоже в сатирическом ключе.

Боровский также отметил, что символично, что выставку закрывают несколько живописных портретов, в том числе, Маркса, Ленина и отца художника. Искусствовед связывает это с "левыми традициями" семьи Канторов.

Сам художник отметил, что такие фигуры как Ленин ему интересны тем, что соцреализм сделал из них иконы, затем соц-арт занимался их развенчанием, и только сейчас можно вновь взглянуть на людей, изменивших историю страны, без навязанных искусством штампов.

"Наверно, есть соблазн увидеть в представленных картинах исключительно сатиру, но, если рассматривать искусство в классическом понимании - как зеркало окружающей нас действительности, то понимаешь, что и наша жизнь такова - кривая, малосимпатичная. Если я заостряю внимание на каких-то деталях, то в этом я не многим отличаюсь от таксиста или вашего соседа. Но все-таки, я надеюсь, мои работы, в первую очередь, о любви. Но, если я что-то и не люблю, это тоже попадает на холст", - добавил на открытии выставки художник