Павильон России на арт-биеннале в Венеции заняли нары и cваи из лагуны
2 июня 2011 года

Павильон России, где показывают проект "Пустые зоны", представляющий архив деятельности художника-концептуалиста Андрея Монастырского и группы "Коллективные действия", официально начал свою работу на 54-й арт-биеннале в Венеции в среду.

Тысячи профессионалов со всего мира - директора музеев, галеристы, кураторы и представители СМИ собрались в саду Джардини: они перемещаются от одного национального павильона к другому в зависимости от графиков открытия, поэтому порой приходится отстоять очередь прежде, чем посмотреть сами проекты.

Ажиотаж царит и в павильоне России, построенном Алексеем Щусевым в 1914 году и только что реконструированном - каталоги нашей выставки расходятся на ура, а иностранцы вникают в ее смысл. Судя по откликам, равнодушной она не оставляет никого: некоторые считают, что это и есть отражение загадочной и непостижимой русской души. Другие интересуются, нет ли здесь политического подтекста - из-за наличия нар в главной инсталляции проекта.

Как рассказал на открытии куратор российской экспозиции Борис Гройс, ничего крамольного искать не стоит - это просто такой русский ответ американскому минимализму, в том числе скульптору Дональду Джадду.

"Выставка разбита на четыре части и представляет собой комбинации из четырех пространств, в которых оперирует Монастырский и любой современный художник", - говорит он.

Гройс пояснил, что речь идет об урбанистическом пространстве - на выставке оно представлено снимками из серии "Земляные работы", пространстве художественного жеста, "которое несет в себе контекст потенциальной социальной угрозы" - в этой части, по периметру главного зала нашего павильона, как раз и стоят те самые нары, а в центре, на круге с надписью "11" - настоящие венецианские сваи весом 250 килограмм каждая, закрепленные настоящей же цепью.

"Это реакция на фигуру русского павильона в Венеции - он рефлексируется, интегрируется и маркируется, но маркируется не в дворцовый город - это реальные сваи, вытащенные из воды, и цепь тоже, вещи абсолютно аутентичные", - объяснил куратор. Позже комиссар российского павильона Стелла Кесаева добавила, что на это пришлось получать специальное разрешение от венецианских властей.

Также в экспозиции обыграны внутреннее и групповое пространства - то есть то, что художник придумывал и делал сам и с группой "Коллективные действия". Здесь, в лабиринте из подобия офисных перегородок, можно увидеть отрывки из "Поездок за город" - задокументированных в десяти томах акций, которые Монастырский и "КД" проводят с 1970-х годов. В настоящее время к публикации готовится 11-й том - отсюда и взялось соответствующее число в круге под сваями. Одновременно это еще и последние две цифры текущего года - а вообще, как говорит Гройс, это значит с одной стороны многое, а с другой - вообще ничего, как посмотреть.

На стенах нижнего зала демонстрируются отрывки из последнего проекта Монастырского, который художник выкладывает на YouTube.

"Это продолжение того, что он делал в советское время - то есть это еще одна попытка обойти систему, но тогда это были загородные акции, а здесь обращение к YouTube является вариантом обхода художественной системы и дает более гибкий контакт с аудиторией", - рассказал Гройс.

Проект "Пустые зоны" пришелся по душе не только посетителям, но и министру культуры Александру Авдееву, который осмотрел экспозицию в компании Кесаевой и коллеги Монастырского по "Коллективным действиям" художника Николая Паниткова.

"Талант Монастырского всем интересен, потому что он заставляет мыслить о главном - о времени, о собственном внутреннем мире. В этом и заключается прелесть концептуального искусства - заставить каждого шевелить мозгами, делать это самостоятельно, а не принимать написанные кем-то истины", - уверен Авдеев.

Он считает, что главная инсталляция экспозиции отражает время, место и среду, а также "состояние умов и всего нашего общества".

"Можно много интерпретировать художника , но самое главное, что он возбуждает процесс переосмысливания", - заключил министр и отправился, по собственному признанию, осматривать выставку в павильоне Франции - к этой стране у Авдеева особое отношение, поскольку до назначения на нынешний пост он работал там послом.

Еще два дня основной проект и выставки в национальных павильонах будут демонстрироваться только для аккредитованных специалистов, а с 4 июня и по 27 ноября - для всех желающих.