Основной проект московской биеннале увидели 70 тыс человек
31 октября 2011 года
Выставку "Переписывая миры", основной проект 4-й Московской биеннале современного искусства, за полтора месяца работы пришло посмотреть 70 тысяч зрителей, рассказал в интервью ее комиссар Иосиф Бакштейн.
Экспозицию курировал крупнейший специалист по медиаискусству Петер Вайбель. В общей сложности на выставке показывали работы порядка 80 авторов из 33 стран, которые разместили на двух площадках - в центре дизайна Artplay и ЦУМе. Как уточнила арт-директор центра Алина Сапрыкина, Artplay посетило порядка 50 тысяч человек, а пространство ЦУМ Art Foundation, по словам его руководителя Светланы Марич, 20 тысяч зрителей.
"По моим наблюдениям, в Москве после открытия центров искусства, например, "Винзавода" и, в особенности, "Гаража", сформировался вполне определенный контингент людей, которые интересуются современным искусством - это студенты и образованный средний класс, они-то и приходили на биеннале", - поделился Бакштейн.
Он отметил, что за время существования московского арт-смотра, с 2003 года, актуальное искусство в целом стало более признанным явлением культуры, поскольку вокруг биеннале в статусе ее специальных проектов стали концентрироваться лучшие экспозиции, а курировать ее главную выставку приглашаются звезды современного искусства, собирающие лучшие работы русских и зарубежных художников. Так, например, в этот раз вместе с работами классиков - Ай Вэйвэя, Ричарда Гамильтона и Герхарда Рихтера, показывали "Быстрых и неистовых" молодой российской художницы Таус Махачевой, вошедшей уже после открытия выставки в шорт-лист "Премии Кандинского" в номинации "Медиа-арт".
"Таким образом наши художники получают возможность участвовать в серьезном международном проекте, а по совокупности всех этих факторов русское искусство подтверждает свою репутацию на мировой арене", - рассказал Бакштейн.
На биеннале в этом году Минкультуры выделило 52 миллиона рублей. Спонсорские средства также были вложены, но, по словам собеседника агентства, не столь значительные суммы по сравнению с выделенными государством.
"В этом году бюджет оказался меньше, чем в прошлом, но у нас постепенно увеличивается число компаний, готовых оказать поддержку проекту", - отметил Бакштейн.
Теперь, говорит он, организаторам предстоит подвести итоги биеннале, понять реакцию на нее для планирования развития проекта, исходя из существующей концепции и подготовить отчеты, чтобы заручиться поддержкой спонсоров.
"Предпринимать дальнейшие шаги мы начнем с начала следующего года, исходя из всего сложного комплекса задач: от выбора куратора и площадок и до поддержания отношений со всеми партнерами, которые нам помогали, а это - десятки организаций, - сказал комиссар биеннале. - Это все весьма сложный процесс именно потому, что у нас уже сложилась очень серьезная инфраструктура в связи с продвижением России на международную художественную сцену".
Уже второй раз подряд Московская биеннале по формату больше походит на международные аналоги, когда приглашается один куратор, в данном случае Вайбель, для работы над основным проектом, а вокруг него выстраивается специальная и параллельная программы выставок. Кто станет куратором следующей, пятой по счету биеннале, пока неизвестно.
"Выбор тех, кто может курировать основной проект, довольно непростой - таких людей в мире не очень много, буквально 10-12 человек, но исходя из результатов, которые мы получили от проведения биеннале, все они знают о нашем проекте в России и были бы не против поработать в Москве", - заключил собеседник агентства.
Первая Московская биеннале, которая прошла в 2005 году, представляла в своем основном проекте "Диалектика надежды" работы 41 художника из 22 стран мира - всего в ее составе было более 50 выставок.
На следующей биеннале в основной проект "Примечания: геополитика, рынки, амнезия" вошли произведения уже 111 художников из 20 стран. Он прошел на более чем 40 площадках, в том числе в Третьяковской галерее, центре современного искусства "Винзавод", Московском музее современного искусства, музейном центре РГГУ. Эти проекты делали кураторские команды, в том числе Ханс-Ульрих Обрист и Даниэль Бирнбаум, занимающие первые места в рейтинге самых влиятельных людей в мире искусства по версии британского издания ArtReview.
С 2009 года основным проектом биеннале занимается один куратор. Тогда им стал Жан-Юбер Мартен (Jean Hubert Martin), придумавший проект "Против исключений". Он пользовался столь огромным зрительским интересом, что сроки его показа были продлены, и в общей сложности его увидели порядка 80 тысяч человек.