Новая система финансирования музеев: самостоятельность пополам с зависимостью
7 марта 2012 года
Бюджет российских музеев на 2012 год впервые формировался исходя из выбранной ими схемы финансирования - казенной, автономной или бюджетной. Большинство федеральных музеев выбрали бюджетный вариант, который с одной стороны разрешает заниматься коммерцией, а с другой ставит финансирование в зависимость от госзаказа.
ЗАКОННЫЕ ПЕРЕМЕНЫ.
Закон № 83-ФЗ, в котором прописана новая система финансирования бюджетных учреждений, вступил в силу еще 1 января 2011 года, но предполагал переходный период до 1 июля 2012 года.
Закон предложил три финансовых модели. При казенной государство финансирует музей на100%, но отбирает все, что тот заработает. При автономной музей полностью переходит на коммерческое существование. Бюджетная подразумевает смешенный тип финансирования. Ее-то и выбрали большинство музеев.
Теперь, как пояснили в Минкультуры, в музее могут хоть ресторан открыть, хоть отель, хоть туристическое агентство, надо лишь в уставе прописать деятельность такого рода и получить разрешение у министерства.
Главная перемена по сути в том, что теперь деньги выделяются не на содержание, а на "финансовое обеспечение выполнения задания на оказание государственных услуг", и на "иные цели" - ремонт, закупку оборудования и т.д.
С первым пунктом все более или менее понятно: музеи прикинули, сколько им нужно денег на организацию выставок, реставрацию экспонатов, хранение и пр., отправили заявки в министерство, обратно эти заявки вернулись уже в виде госзадания. А вот на "иные цели", включающие ремонт, техническое оснащение и прочие нужды, в министерском бюджете денег хватило не на всех. Поэтому было принято соломоново решение - дали лишь тем, кто уже начал ремонт или стройку.
Самостоятельность - самостоятельностью, но музеи по-прежнему в первую очередь полагаются на государство. Что понятно, никакой музей, обладающий значительной коллекцией и, не дай бог, историческим зданием, просто не в состоянии существовать без поддержки.
В этом году государство выделило на содержание федеральных музеев (их порядка 60) около 14,3 миллиардов рублей, на 2,2 миллиарда больше, чем в прошлом. Особо повезло Эрмитажу: в честь 200-летнего юбилея ему дали 3,6 миллиарда рублей.
МИРОВОЙ ОПЫТ
В США почти все музеи финансируются частными лицами или компаниями. Поступающие средства аккумулируются в различных фондах, например, эндаументах, позволяющих музею жить на процент от основного капитала.
Это дополнительно защищает музеи от финансовых кризисов. Впрочем, последний кризис 2008 года затронул даже богатейшие музеи США, например Getty, Metropolitan Museum of Art или MoMA, которым в итоге пришлось урезать расходы, музеи же поменьше были вынуждены проводить "деинвентаризации" и продавать работы из коллекций.
В Британии ситуация принципиально иная: правительство полностью финансирует 21 музей - они бесплатны для посещения, большинство остальных получают поддержку из муниципальных источников, и лишь единицы существует исключительно на частные средства. Когда нужно купить какой-то дорогой экспонат в коллекцию, деньги берут у частных лиц, или из фонда Национальной лотереи - тиражи проходят еженедельно, а все средства идут на медицину, образование и музеи.
Ян Блэтчфорд (Ian Blatchford), директор знаменитого лондонского Science Museum, в коллекции которого, среди прочего, ракета Стивенсона и космический модуль "Аполлон-10", рассказал , что бюджет музея 85 миллионов долларов, государство дает около 70%, остальные деньги музей, экспозицию которого можно посмотреть бесплатно, зарабатывает самостоятельно.
"При музее есть торговая фирма, которая управляет магазином, где продается сувенирка и интеллектуальные игрушки - у нас есть лицензия на их производство. Кроме того, иногда мы сдаем помещения музея для проведения различных мероприятий и вечеринок", - поясняет Блэтчфорд.
Он добавляет, что деньги дают и частные спонсоры, среди которых много лондонских банкиров, изучавших физику или математику в университетах, а также много денег выделяет Google, так как в музее большой компьютерный раздел.
Годовой бюджет Amsterdam Museum значительно меньше - всего 9-11 миллионов евро, 80% из этой суммы пока дает государство. Директор по маркетингу Бьерн Стенверс (Bjorn Stenvers), рассказал , что в 2009 году был основан фонд для управления музейной коллекцией, чтобы не зависеть от возможных сокращений госбюджета.
По его словам, хорошо заработать можно на выставках, но, будучи государственным музеем, Amsterdam Museum обязан соблюдать баланс и делать, наряду с коммерческими, много образовательных и социальных проектов. "Деньги приносят и другие источники, например, кино- и телекомпании, которые хотят снимать фильмы и сериалы в интерьерах музея, он-лайн торговля (через сайт можно заказать постеры, майки, и любые сувениры с символикой музея), знаменитый "голубой" голландский фарфор, точные реплики прекрасной посуды, сделанной в XVI веке, и даже чехлы для iphone", - признается Стенверс.
РОССИЙСИЕ РЕАЛИИ
В России у крупного федерального музея бюджет составляет около 700-800 миллионов рублей - включая то, что удается заработать самостоятельно (это от 5 до 25%) и пожертвования.
Пока главной доходной статьей российских музеев остается продажа билетов. Поэтому музейщики настаивают на том, что сделать посещение основных экспозиций бесплатным - как это заведено в ряде стран - в России пока невозможно. Выставка становится выгодной, если траты на ее организацию музей делит с государством или спонсорами. Ведь, по оценкам экспертов, средняя стоимость организации значимой художественной выставки - порядка 1 миллиона долларов.
Зам директора ГМИИ им Пушкина Елена Каравцева пояснила , что прошлый предъюбилейный год у ГМИИ был отмечен знаковыми привозными выставками Караваджо, Уильяма Блейка, Сальвадора Дали - они оказались прибыльными. Но, постоянно поддерживать такой уровень сменных экспозиций крайне сложно.
В этом году из госбюджета на ГМИИ им. Пушкина выделили 481 миллион рублей, на билетах музей планирует заработать еще 100-120 миллионов. Кроме того, ГМИИ повезло - у него есть попечительский совет, в который входят бизнесмены и крупные чиновники, они выделяют еще 50-55 миллионов рублей.
Больше, чем 20-22% от годового бюджета музей пока заработать не может. Однако, в его планах разработка и выпуск разнообразной сувенирной продукции, развитие интернет-продаж, в фойе уже поставили автоматы по продаже памятных монет. Но на ресторан или турагентство музей пока не замахивается.
У Государственного исторического музея (ГИМ), по словам его директора Алексея Левыкина, нет попечительского совета, но бюджет - один из самых больших: 1 миллиард рублей. "Эти средства идут на капитальный ремонт и реставрацию зданий - мы же самый большой музей, побольше Эрмитажа", - поясняет Левыкин.
Зарабатывает ГИМ пока мало, не больше 100 миллионов рублей в год, но, по словам директора, в музее над этим работают.
Бюджет Русского музея составляет порядка 700-800 миллионов рублей в год - именно столько музей получает на текущую деятельность. Еще порядка 200-250 миллионов рублей музей зарабатывает самостоятельно и получает от донаторов. Например, ежегодный транш от благотворительного фонда "Система" на проведение выставок составляет 30 миллионов рублей.
ФОНДЫ ЦЕЛЕВОГО КАПИТАЛА
Большие надежды продвинутые музейщики возлагали на эндаументы, или фонды целевого капитала. При такой системе управления средствами основной капитал неотчуждаем, а музей получает лишь проценты. На таком принципе основано финансирование Британского музея, Лувра и MoMA.
"По решению совета учредителей можно тратить маленький процент основного капитала, но если капитал становится меньше установленного уставом, то фонд может быть расформирован, однако деньги даритель назад не получить не может. Музеи, у которых есть эндаументы, считаются более устойчивыми", - рассказывает председатель правления фонда развития Эрмитажа Лариса Зелькова.
В России эндаументны разрешены с 2004 года, но учредили их всего три музея - ГМИИ им Пушкина, Эрмитаж и Петергоф.
Реально же средства переданы в управление компаниям только у последних двух. Причем лишь у Эрмитажа можно всерьез говорить о значительном, с точки зрения возможных дивидендов, размере фонда - он составляет 5 миллионов долларов. По словам директора Фонда ГМИИ Людмилы Кирпичевой, музей хоть и зарегистрировал эндаумент еще в 2008 году, фонд не формирует, так как денег у музея мало и все они нужны на текущие цели.
"Хорошая доходность российского эндаумента - 10% в год. Поэтому основной капитал должен быть очень существенным, чтобы доход от него мог покрыть значительную часть расходов", - объясняет Зелькова из Эрмитажа. Правда пока ее музей от эндаумента ничего не получил - первый доход будет не раньше чем через год. А на серьезные дивиденды можно будет рассчитывать, когда, как обещал глава попечительского совета музея Владимир Потанин, в фонде будет 20-30 миллионов долларов. По словам Зельковой, Эрмитаж разработал целую программу по привлечению дарителей, которая позволит увеличить объем основного капитала.
Привлечь дарителей могли бы налоговые льготы - такая система существует на Западе. Но у нас, по закону, компаниям скидок не делают, а вычеты предусмотрены лишь для частных лиц. Вычет по НДФЛ можно получить на всю сумму благотворительного пожертвования, но сам вычет не может превышать 25 % от годового дохода.
Впрочем, практика показывает, что и маленькие музеи вполне могут обойтись без помощи государства. Например, один из лучших столичных музеев - "Огни Москвы" - еще до всяких реформ стал некоммерческой организацией, находящейся на самофинансировании. По словам директора Натальи Потаповой, бюджет у них - 5-8 миллионов рублей, существует музей за счет продажи билетов. Кроме того, "Огни Москвы" несколько раз выигрывали гранты на организацию выставок.
"Мы арендуем у государства здание XVII века, и госаренда, конечно, ниже коммерческой, но все остальное - наше дело. На ЖКХ, зарплаты, ремонт исторического здания, никто не дает ни копейки", - рассказывает Наталья Потапова.
Но музей маленький, расходы у него, конечно, меньше, чем у владельцев гигантских коллекций. Похоже, пока большие музеи научатся зарабатывать, хотя бы половину от того, что удается их западным коллегам, пройдет немало времени.
Но становиться из хранилищ древностей в современный информационный центр, интерактивное учебное заведение, музеи в России не торопятся. А жаль - социологи утверждают, что информации, полученной в музее, люди доверяют значительно больше, чем сведениям, полученным из газет или по телевизору.