Новая постоянная экспозиция открылась в ММСИ
25 ноября 2011 года

Абсолютно темная комната с поролоновым полом, качели и кровать, на которой можно полежать и посмотреть телевизор, - в таком антураже предстает искусство последнего столетия на обновленной постоянной экспозиции Московского музея современного искусства на Петровке, открывающейся в пятницу.

Некоторое время назад музейщики решили больше не прятать в запасниках свою обширную коллекцию, в которой есть произведения и авангардистов, и нон-конформистов, и современных художников, а раз в год обновлять экспозицию, каждый раз при помощи приглашенных кураторов показывая что-то новое.

"Идея была такая - взять постоянную коллекцию музея, ее пересмотреть и развесить лучшее по залам. В целом на этот раз проект получился многослойным, потому что здесь есть на что посмотреть людям, разбирающимся в искусстве, только интересующимся, да и детям тут тоже будет нескучно", - рассказал куратор Дмитрий Озерков, занимающийся также посвященной современному искусству программой "Эрмитаж 20/21".

Логику масштабной экспозиции подсказала архитектура здания - бывшего особняка купца Губина с парадной лестницей, анфиладами и потолочными росписями. Залов в нем не перечесть, все они небольшие, и в каждом искусство отвечает заявленной для этого помещения теме.

Среди них - "Очень доброе и приятно знакомое" с вполне традиционными натюрмортами и пейзажами, "Искусство об искусстве" с произведениями Георгия Острецова, "Синих носов" и Игоря Макаревича, которые переосмысляют своими работами Малевича, Уорхола и Пьерро делла Франческа. Раздел "Попробуй спеть вместе со мной" посвящен перестройке и кумирам, чьи звезды зажглись в 1980-е, но и по сей день они остаются, без сомнения, культовыми персонажами. Здесь можно увидеть фильм Сергея Лысенко "Конец каникул" - дебют Виктора Цоя в кино, портрет Сергея Курехина Даши Фурсей, "Мавзолей" Комара и Меламида и работу основателя "Новой Академии" Тимура Новикова, выполненную в его знаменитом стиле - изображение на ткани.

Куратор говорит, что проект задуман как путешествие по миру идей прошлого и нынешнего веков, выраженных различными средствами - картинами, видео, инсталляциями, фотографиями. Среди них встречаются и совершенно неожиданные - в частности, автопортрет Малевича и рисунок секс-символа 1950-х Джины Лоллобриджиды.

Озерков отметил, что коллекция ММСИ - хорошая, но разнородная, поэтому, чтобы сделать выставку более живой, он добавил к ней произведения тех художников, которые пока не представлены в собрании музея.

Среди них - открывающая выставку гигантская инсталляция Дмитрия Теселкина "Конструктор", картонные детали которой заполнили практически все помещение, где она выставлена. Кроме этого художника, отдельные залы занимают еще некоторые - например, видео Крисса Салманиса "Зной" о тихой деревенской жизни можно посмотреть, сидя на качелях.

"Присаживайтесь, не бойтесь, трех человек они точно выдержат", - приглашает куратор, несмотря на протесты смотрительницы, уверенной, что качели являются частью произведения искусства и сидеть на них не стоит.

Забавы ради в один из залов Озерков поместил настоящую кровать - табличка рядом с ней гласит, что на ней можно лежать и пользоваться пультом, чтобы выбрать наиболее интересную передачу по телевизору.

"Допустим, жена говорит мужу - "Пойдем в музей", а он ей отвечает, что ему охота дома телевизор посмотреть. Для таких людей мы и поставили кровать с телевизором. Конфликт решен", - комментирует затею Озерков.

Еще одна находка - зал, где ты находишься в абсолютной темноте, которую нарушает лишь светящаяся видеоинсталляция Айдан Салаховой "Моя невеста" и подсветка мобильных телефонов, с помощью которой следует рассматривать произведения. Среди них можно обнаружить рисунок Пикассо, а необычные ощущения от находки подкрепляются и тем, что на мягком поролоновом полу надо удерживать равновесие.

Подобные аттракционы, как полагает куратор, помогут привлечь людей в музей - одни просто позабавятся, а другие начнут читать комментарии к выставленным произведениям и в итоге более серьезно отнесутся к процессу.