Неизвестного Караваджо показали в Канаде, итальянские ученые оспаривают атрибуцию
20 июня 2011 года
Ранее неизвестное полотно Караваджо, изображающее блаженного Августина, включено в обзорную выставку "Караваджо и его римские последователи" (Caravaggio and His Followers in Rome), проходящую в Национальной галерее Канады (National Gallery of Canada) в Оттаве, сообщает в понедельник газета Guardian.
Холст впервые был атрибутирован итальянским историком искусства, профессором римского университета "Ла Сапиенца" Сильвией Данези-Скуарциной (Silvia Danesi Squarzina), которая много работала с собранием двух римских меценатов XVII века, братьев Винченцо и Джузеппе Джустиниани (Vincenzo Giustiniani, Giuseppe Giustiniani), чей дворец, по совпадению, стоит напротив церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези, известной фресками Караваджо.
Винченцо Джустиниани был большим поклонником Караваджо и собрал целых 15 его произведений, перечисленных в описи имущества маркиза спустя 30 лет после его смерти, однако до наших дней дошли лишь пять (до начала Второй мировой войны картин существовало восемь, однако после бомбардировки Берлина союзниками они оказались утрачены). Среди прочих полотен в заверенном нотариусом документе фигурирует "Святой Августин, изображенный по пояс на холсте высотой 5,5 ладоней и шириной 4,5 ладони, исполненный Микеланджело да Караваджо, в черной раме".
По данным Данези-Скуарцины, картина оставалась в римском дворце Джустиниани до середины XIX века. В 1850-х годах все имущество перешло по наследству маркизу Панталео Джустиниани Реканелли (Pantaleo Giustiniani Recanelli), а тот продал всю живопись некоему испанскому коллекционеру.
Когда в мае 2010 года искусствоведу предъявили на опознание "Святого Августина" неизвестного происхождения, датированного XVII веком, Данези-Скуарцина сразу обратила внимание на надпись на обороте, гласившую, что холст происходит из "дома Реканелли на улице Говерно", то есть - из палаццо Джустиниани на переименованной с тех пор улице Догана-Веккья, напротив Сан-Луиджи деи Франчези. Главным образом на этом основании и была сделана атрибуция, поддержанная еще одним знатоком творчества Караваджо, австрийцем Себастианом Шютце (Sebastian Schutze). Ученые решили, что полотно было написано в зрелые римские годы художника - после 1600-го.
Вместе с тем, многие итальянские специалисты относятся к находке скептически, отмечая, что интерьер за спиной у святого исполнен с нетипичной для Караваджо дотошностью и аккуратностью, а вся композиция отличается чрезмерной консервативностью. "Какие у этого Августина наманикюренные руки! Где энергия, мощь, жесткость Караваджо?", - вопрошает искусствовед Витторио Сгарби (Vittorio Sgarbi), управляющий городскими музеями Венеции.
Экс-глава неаполитанских музеев Никола Спиноза (Nicola Spinosa), курировавший в 2004 году масштабную выставку Караваджо в неаполитанском Каподимонте и в лондонской Национальной галерее, подчеркивает, что "налицо методологическая ошибка: чтобы отыскать связь между документом и картиной, надо проанализировать не только документ, но и картину, особенно если документ составлен спустя много лет после завершения полотна - опись относится к 1638 году, а Караваджо бежал из Рима в 1606-м и до самой своей смерти в 1610-м в папскую столицу больше не возвращался".
Спиноза, чьи слова приводит Il Giornale, напомнил также, что Данези-Скуарцина некогда уже совершила благодаря описи Джустиниани одну ошибку в атрибуции, приписав Караваджо "Святого Франциска", который оказался работой Диего Риберы.
Как бы то ни было, спорная работа в последний момент оказалась включена в посвященную Караваджо и его последователям выставку в Оттаве. На пояснительной этикетке она значится как происходящая из частной коллекции, хотя насчет того, где она хранится, показания СМИ расходятся: Guardian считает, что полотном владеет британец, а отдельные итальянские издания указывают на причастность к этой истории крупного лондонского галериста Кловиса Уитфилда (Clovis Whitfield). Данези-Скуарцина говорит об испанской коллекции.
Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610), чьи вещи отличаются драматическими контрастами света и тенью и нестандартными, порой вызывающими трактовками библейских сюжетов, оказал огромное влияние на искусство эпохи барокко. Сейчас он остается одним из самых популярных мастеров Италии: его ретроспектива, прошедшая в Риме в 2010 году, собрала 580 тысяч посетителей, причем в последние два дня выставочному залу пришлось работать круглосуточно. В декабре 12 полотен Караваджо будут представлены в ГМИИ имени Пушкина в честь года Италии-России.
В прошлом году объявлялось об обнаружении в ватиканских коллекциях ранее неизвестного "Мученичества святого Лаврентия" кисти Караваджо, однако потом эксперты единодушно пришли к выводу, что речь идет скорее о позднейшем подражании.