Минкультуры рассказало о достигнутых успехах и попросило денег на будущие
6 июля 2011 года

Министр культуры РФ Александр Авдеев отчитался в среду перед депутатами Госдумы о положении дел в отрасли, отметив успешно проведенный конкурс Чайковского, скорое открытие Большого театра и новой сцены Мариинки и создание Ассоциации театров малых городов России. И даже такое непростое дело, как вхождение ликвидируемой Росохранкультуры в структуру ведомства, со слов министра, идет своим чередом.

КОНКУРС НА БИС

Международный конкурс имени Чайковского, подрастерявший в последние годы былую славу, заиграл новыми красками. По словам министра, этому способствовал авторитет возглавившего его оргкомитет Валерия Гергиева и звездное жюри. Насколько оправдало себя проведение состязания в двух городах, станет ясно позже, но другое новшество этого года, интернет-трансляция выступлений конкурсантов, было встречено на ура.

Авдеев рассказал, что в сети за конкурсом следили более миллиона пользователей со всего мира, что свидетельствует об интересе к классической музыке в целом и к конкурсу Чайковского в частности. Сославшись на экспертов, он отметил, что конкурс удалось возродить из небытия и вернуть ему ведущее место. Теперь главное - удержать и превзойти достигнутое, на что потребуются средства.

ИДЕАЛЬНЫЙ ПРОЦЕНТ

Кстати, о средствах. Ранее Авдеев неоднократно говорил, и повторил еще раз, что в России на культуру выделяется всего 0,73% в бюджете, тогда как в развитых странах - 2%, к чему мы тоже должны стремиться, поскольку, уверен он, "без развития культуры и искусства подлинной модернизации страны не получится".

"Поручение Путина гласит о том, что при формировании бюджета на 2012 - 2014 годы необходимо предусмотреть увеличение финансирования в сфере культуры", - сообщил министр, добавив, что бюджет в 94 миллиарда рублей позволяет лишь "латать дыры, топтаться на месте и очень медленно развиваться".

По данным министра, для модернизации учреждений культуры в 2012 году потребуется дополнительно 27 миллиардов рублей.

Также средства потребуются для строительства музейного комплекса Третьяковской галереи, реконструкции музея-заповедника "Царское село", реконструкции и реставрации Московской и Петербургской консерваторий и реконструкции Малого театра.

СЦЕНЫ И СТРОЙКИ

Кстати, ближайший сосед Малого театра, Большой, вот-вот откроется после затяжной реконструкции, завершение которой неоднократно откладывалось. Однако, в последний года названная дата - октябрь 2011 года - уже не менялась. Через месяц в театр войдут артисты и технический персонал, чтобы подготовиться к премьере на обновленной исторической сцене.

Долгострой в еще одном театре, Мариинском, кажется, тоже близок к завершению. Авдеев сказал еще в феврале, что новая сцена Мариинки будет готова в середине 2012 года, и с тех пор ничего не поменялось.

Помянул министр и победоносное, точно в срок - к началу конкурса Чайковского, завершение реставрации большого зала Московской консерватории. А акустика, которую перед началом работ взяли под охрану, не только что не пострадала, но, как свидетельствуют электронные датчики, стала лучше. Кстати, именно из-за опасений, что зал из-за ремонта не сможет принять зрителей конкурса, его и разделили на два города.

ТЕАТРЫ, ДАЛЕКИЕ И БЛИЗКИЕ

Кстати, о городах. Точнее, о театрах провинциальных городов. Они как бы есть, но их как бы и нет, поскольку избалованные столичные театралы о региональных постановках не имеют никакого представления, а показать им есть что. Раньше редкий шанс увидеть их спектакли давал фестиваль, проводимый в Москве Театром Наций под руководством Евгения Миронова, теперь Миронов сделал следующий шаг - занялся созданием Ассоциации театров малых городов. Новая структура, по словам министра, поможет им продвигать свои спектакли на сценах мегаполисов, а также посодействует в решении насущных хозяйственных и творческих проблем.

Один из насущных вопросов последнего времени в театральной сфере вскрыл конфликт между Юрием Любимовым и артистами его Театра на Таганке. Любимов неоднократно говорил, что хотел бы перевести свою труппу на контрактную систему. В ее пользе уверен и министр - по его мнению, она позволит избавиться театрам от "балласта" - тех, кто получает зарплату, но не играет. По его словам, единственное препятствие - действующее трудовое законодательство.

КУЛЬТУРА ПОД ОХРАНОЙ

Кстати, изучить трудовое законодательство не помешает некоторым сотрудникам ликвидируемой Росохранкультуры - кое-кто из них, несмотря на прежние заверения всех устроить в Минкультуры, уже написали заявления по собственному желанию и даже нашли новые места. Прочие вскорости приступят к прежним обязанностям под новой вывеской, а пока упавшее знамя Росохранкультуры подхватывают сотрудники Минкультуры, несмотря на то, что соответствующий документ - новое положение ведомства - пока не подписано.

Таким образом, министр успокоил депутатов, обеспокоенных тем, кто же сейчас выдает разрешения на ввоз и вывоз культурных ценностей, охраняет памятники и осуществляет прочие функции службы.