"Метрополитен" посвятил выставку двум великим кутюрье - Прада и Скиапарелли
12 мая 2012 года
Нью-Йоркский музей "Метрополитен" открыл выставку "Невероятный диалог", посвященную творчеству двух итальянских законодательниц высокой моды - Эльзе Скиапарелли и Миуччии Прада.
Новые технологии позволили усадить за один стол двух кутюрье, разделенных временем - наша современница Прада беседует с ушедшей из жизни почти 40 лет назад Скиапарелли (ее играет актриса Джуди Дэвис) и вывести на дисплеи зала. В основу диалога легли высказывания Скиапарелли о времени, политике, моде, красоте и искусстве из интервью для издания Vanity Fair в 30-е годы прошлого века.
Изобретательница платья-футляра и шутливо-кокетливых шляпок в виде бараньей ноги или туфли, надетой на голову, Скиапарелли царила на Олимпе стиля вплоть до Второй мировой войны. У нее одевались Кэтрин Хепберн, Гэри Купер, Марлен Дитрих, Мишель Морган и Мэй Уэст. Свои аксессуары Скиапарелли создавала в творческом содружестве с Сальвадором Дали.
"В детстве мне говорили, что я уродлива. Поэтому с ранних лет я стремилась сделать себя красивей... Лицо, закрытое цветами, - что может быть лучше?", - объясняла Эльза свои дизайнерские изыскания.
Миссию кутюрье она видела сродни высокому искусству, а вовсе не коммерции. "Создание одежды - это в большей степени искусство, чем профессия", - говорила итальянка, пустившая корни в Париже.
Миуччиа Прада, которая в 1979 году приняла управление семейным брендом, также относит себя к ниспровергателям гламура.
"Если мне что-то удалось - так это разрушить общепринятые нормы, представления о том, что такое буржуазная гламурная женская красота", - утверждает Миуччиа. Она не стала надевать на голову женщине "баранью котлету", но умерила обилие стразов в аксессуарах и обратилась к стилю кантри и черной строгости деловой дамы.
"Дизайн одежды - это креативность, но не искусство. У нас не столько свободы", - возражает она своей предшественнице спустя почти столетие. Обновленный бренд Прады продолжает восхождение на вершину славы.
Звезда Скиапарелли была погашена Второй мировой войной. Когда она вернулась в Париж после эвакуации в США, властителем стиля уже был Кристиан Диор. Эльза отступила в тень, закрыла компанию и ограничила круг общения людьми искусства.
Скиапарелли скончалась 13 ноября 1973 года в Париже, через двадцать лет после выпуска своей последней коллекции. Ее похоронили в шёлковом костюме шокирующего розового цвета, который она когда-то сама ввела в моду.
Открывшаяся выставка удивляет посетителей и тонкостью диалога женщин, никогда не видевших друг друга, и элегантностью и изяществом их работ, оказавшихся вне скоротечной моды. Платья и фотографии, выставленные в зале с зеркальными стенами и стеклянными перегородками, создают иллюзию завораживающей бесконечности.