"Медиа Форум" ММКФ покажет кино будущего для неленивых зрителей
22 июня 2012 года
Выставка "Погружения: в сторону тактильного кинематографа", на которой покажут работы, созданные на стыке изобразительного искусства и кино и уводящие в сторону от традиционного понимания того, что такое фильм и как его нужно смотреть, станет центральным событием "Медиа Форума", проходящего в рамках ММКФ.
"Кино, в котором зритель перестанет быть пассивным наблюдателем и займет позицию полноправного соавтора и участника процесса - будущее мирового кинематографа, предугаданное еще Эйзенштейном, Дюшаном и Дали", - рассказала куратор открывающегося в субботу "Медиа Форума" ММКФ Ольга Шишко.
Тактильное кино
В прошлом году "Медиа Форум" отказался от показа работ в кинозалах и впервые перенес выставочную часть в галерейное пространство - ММСИ и "Гараж", туда, где смотреть на арт-объекты зрителю привычнее и комфортнее и где художник может презентовать свои работы так, как считает нужным. На этот раз, продолжая традицию, для проведения форума выбрали залы фонда культуры "Екатерина".
"Если в том году мы выставляли современных художников - тех, которые на наш взгляд делают самые яркие работы, нащупывают новые смыслы, технологии и концепции, то в этом году выставка станет исторической ретроспективой, где мы продемонстрируем, как идеи авангардного кинематографа и работы сюрреалистов начала прошлого века эволюционировали в 60-70-е годы и во что вылились сегодня", - рассказала Шишко.
"В нашей экспозиции будут и работы дадаиста Марселя Дюшана, и ремейки на неосуществленный проект российского авангардиста Казимира Малевича, и авангардист 60-х Нам Джун Пайк. Все это - эксперименты художников, которые мыслили кинематограф как некое продолжение многотысячелетней истории изобразительного искусства", - рассказала она.
Но изобразительной части посвящен только один раздел экспозиции - "Чистое кино", в других же речь пойдет об "Интерактивном кинематографе", невозможном без участия зрителя. В этой части представлены поляк Збигнев Рыбчинский, создавший когда-то "Новокнигу" - нелинейное повествование на девяти экранах, а также голландец Крис Хейлс и британец Борис Дебакер. Раздел "Машиноведение" развивает идею Вуди и Штейны Васюлок об устройстве, заменяющем режиссера и зрителя.
"Монтаж аттракционов" отталкивается от идеи Эйзенштейна о 4D-кино и пространственном решении развития кинодейства.
Раздел "Тактильный кинематограф", раскрывает идею, которую когда-то придумал сюрреалист Сальвадор Дали. По его задумке, зритель должен был не только видеть кино, но и ощущать. Например, если на экране герой трогал муфту, то такая же муфта появлялась бы под руками у сидящих в зале. Впоследствии подобные идеи развили Петер Вайбель и Вали Экспорт.
Сделай сам
"Сегодня идея о развитии кино идет в сторону нейроарта, видеопогружения, работы с нашими эмоциями, когда мы реально, а не просто интерактивно становимся соавторами кино, - говорит Шишко. - Зрители - главные, кто есть на этом экране, кто владеет чувствами этого экрана. Игры со временем и пространством, я думаю, очень важны в этом новом кино".
С развитием медиатехнологий и интернета идея о соавторстве обрела новое звучание, позволив режиссеру превращать работы в сложносочиненные миры, сочетая видео и звуковые дорожки, в многолинейное повествование на нескольких экранах или обращаться к помощи интернет-пользователей.
Такова, например, работа американки Перри Бард "Глобальный ремейк", которая включает порядка полутора миллионов видео от зрителей, встроенных в общий "кинотекст".
Принять участие в ее эксперименте смогут и участники "Медиа Форума", в рамках которого пройдет мастер-класс художницы. На нем будет предложено создать часть фильма, посвященного Москве.
Также в образовательной программе - пятидневный мастер-класс британца Криса Хейлса "Интерактивный кинематограф", результаты которого 20 отобранных студентов покажут на закрытии форума 27 июня. Состоится также лекция нидерландского художника Бориса Дебакера, прогулка со всеми тремя художниками-экспериментаторами по залам в фонде "Екатерина", а также - выступление Питера Гринуэя, который расскажет об эволюции своего творчества с того момента, как он посещал "Медиа Форум" четыре года назад.