Масштабная выставка "русского импрессиониста" Константина Коровина открывается в Москве
28 марта 2012 года
Выставка "русского импрессиониста" Константина Коровина, на которой можно увидеть прославившие его картины с парижскими бульварами и натюрморты с пышными букетами, а также менее известные театральные опыты и панно для павильона "Крайний Север", открывается в Третьяковской галерее (ГТГ) на Крымском валу в четверг.
Для того, чтобы устроить приуроченный к 150-летию масштабный показ 240 работ художника, организаторам выставки пришлось обратиться к коллегам из разных музеев - в частности, Русского музея, музея-заповедника Поленово, Бахрушинского театрального музея, а также к коллекционерам.
При этом, отметила директор галереи Ирина Лебедева, в экспозиции они старались соблюсти серийный или парный принцип, когда картины со схожим сюжетом, но из разных собраний, соседствуют друг с другом.
Например, рядом со знаменитейшей картиной Коровина "У балкона. Испанки Леонора и Ампара" из коллекции Третьяковской галереи находится его этюд "Испанка" со схожим сюжетом из частного собрания. Таких не музейных работ на выставке более 20, и, как признались замдиректора ГТГ Лидия Иовлева, все они были тщательнейшим образом проверены на подлинность - поскольку спрос на Коровина на арт-рынке велик, то и подделки встречаются достаточно часто.
Тематически выставка поделена на несколько частей: по периметру зала, где проходят все крупные выставочные проекты галереи, расположились хронологические блоки: "Начало. 1870-1890 годы", "Предреволюционное искусство", "Эмиграция", центральное место экспозиции занимают разделы "Париж", "Натюрморты", "Крым. Гурзуф" с яркими полотнами, по которым Коровина знают прежде всего.
Парижские бульвары, залитые дневным и неоновым светом, кафе с нарядной публикой, крымские пристани, лодки, пышные яркие букеты - кажется, Коровин стремился запечатлеть самое впечатляющее из того, что он видел вокруг. Художник, отрицая свою причастность к импрессионизму и прочим течениям, говорил про свои картины, что они - выявление красоты и радости жизни.
Внезапно на выставке выясняется, что ничуть не меньше неги французской столицы и солнца Крыма он любил суровые северные красоты, которые он увидел, путешествуя по поручению предпринимателя и мецената Саввы Мамонтова со своим другом Константином Серовым. Результатом экспедиции стала серия работ на тему Русского Севера, венцом которой считается масштабная картина "Гаммерфест. Северное сияние". Кроме того, Коровин по заказу Мамонтова оформил павильон "Крайний Север" Нижегородской художественно-промышленной выставки 1896 года - на Крымском валу выстроено подобие этого сооружения, внутрь которого помещены четыре панно из десяти созданных Коровиным. Вскоре после показа в Нижнем Новгороде они были перемещены в главный вестибюль Ярославского вокзала в Москве, в 1961 году переданы Третьяковской галерее и сейчас живописные панно были отреставрированы специально к ретроспективе.
Еще одно открытие на выставке - семиметровое декоративное панно "Старый монастырь" 1906 года, с послевоенных лет хранившееся в запасниках Третьяковской галереи.
Менее известен Коровин как театральный художник, однако он работал для Русской частной оперы Мамонтова, а в 1900-м году возглавил театрально-декорационную мастерскую Большого и Мариинского театров. Для выставки из разных музеев отобраны лучшие эскизы декораций и костюмов к балетам "Дон Кихот" Минкуса, "Конек-Горбунок" Пуни, "Щелкунчик" Чайковского, операм "Садко" и "Сказка о царе Салтане" Римского-Корсакова.
По случаю выставки "Константин Коровин. Живопись. Театр" в музее возобновляется акция "Четверги допоздна". В этот день недели музейные кассы работают до девяти часов вечера, а выставка закрывается часом позже.