"Любовное послание" Вермеера прибыло в Эрмитаж на выставку одной картины
14 октября 2011 года
Полотно Йоханнеса Вермеера "Любовное письмо" прибыло из Рейксмузея в Амстердаме в Санкт-Петербург, на "Выставку одного шедевра" в Эрмитаж, сообщили в пятницу в пресс-службе музея.
"В течение месяца у нас есть возможность показать одну из лучших картин в мире. К сожалению, у нас нет Вермеера, так он оказался одним из тех художников, которые не ценились в то время, когда формировалась коллекция Эрмитажа", - заявил на открытии Михаил Пиотровский, директор государственного Эрмитажа.
Вермеер действительно стал частью мировой истории живописи только в 1870-х годах. Пиотровский подчеркнул, что для Эрмитажа, который известен своей коллекцией и изучением голландской живописи, крайне важна эта выставка.
"Если Эрмитажу чего-то и не хватало, то буквально одного шедевра, и я рад, что он пробудет тут еще несколько недель. Мы привезли очень маленькую картину, но это жемчужина нашей коллекции", - отметил Вим Пейбс, директор Рейксмузея. Он добавил, что в Эрмитаже невероятно полно представлен "золотой век" голландской живописи, но очень важно, что Вермеер будет выставляться камерно - в изолированном помещении.
Пиотровский добавил, что востребованность голландского художника в наше время, вероятно, объясняется его созвучностью мировозрению человека ХХ века. Он также напомнил, что, в свою очередь, в этот момент в Рейксмузее выставляется "Святое семейство" Рембрандта.
"Для специалиста и просто поклонника живописи очень ценна выставка именно одного полотна, когда, не рассеивая свое внимание, можно подробно рассмотреть конкретный шедевр и запомнить его до конца жизни", - выразил свою уверенность куратор выставки, старший сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Сергей Строганов.
На картине Вермеера изображен сюжет, который встречается и в других полотнах художника: дама, только что игравшая на мандолине, погружена в чтение любовного послания, которое ей принесла служанка .
Строганов подчеркивает, что для понимания живописного полотна того времени необходим ключ к расшифровке изображаемого. "Таким ключом была эмблематика. Каждая эмблема представляла собой картину-символ, иллюстрирующую конкретный моральный постулат", - считает он. С этой целью для выставки была специально выполнена брошюра с искусствоведческим комментарием шедевра Вермеера.
Выставка продлится до 13 ноября 2011 года.