Лауреаты премии "Инновация" названы в Москве
4 апреля 2012 года

Главный приз VII Всероссийского конкурса в области современного визуального искусства "Инновация" и премиальные 800 тысяч рублей достались Александру Бродскому за реализованный в Collector Gallery проект Cisterna ("Цистерна"), передает корреспондент с торжественной церемонии, которая проходит в центре дизайна Artplay во вторник вечером.

"Это здорово - получить премию за проект, который уже не существует в природе. Ответственности меньше. Остались фотографии, рассказы и воспоминания о том, что это было неплохо. Но пойти проверить, так ли это, уже невозможно - инсталляции уже нет", - так прокомментировал Бродский свою работу, ставшую спецпроектом 4-й Московской биеннале.

Лауреатом в другой важной номинации - "Кураторский проект" (500 тысяч рублей) - стал Викто Мизиано с проектом "Невозможное сообщество", который он посвятил 10-летию уже несуществующей российской арт-группы ESCAPE и показал в Московском музее современного искусства на Гоголевском бульваре и некоторых городских площадках - в частности, в кинотеатре "Художественный" и башне гостиницы "Пекин". Премию вручал член жюри "Инновации", арт-директор берлинского Фестиваля искусств и цифровой культуры Трансмедиале Кристофер Гансинг, а приняла его участница ESCAPE Елизавета Морозова, которая отметила, что Мизиано удалось создать коммуникацию не только на выставке, но и во время ее подготовки - никогда художники и куратор не работали в столь тесном контакте. Кстати, в 2006 году Мизиано уже побеждал в этой категории с выставкой "Искусство Центральной Азии. Актуальный архив".

В номинации "Теория. Критика. Искусствознание" (500 тысяч рублей) премию Андрею Фоменко за монографию "Советский авангард и концепция производственно-утилитарного искусства" вручила член жюри конкурса, начальник отдела художественных программ ГЦСИ Ирина Горлова.

"Когда ты получаешь после завершения труда пять откликов, и то критические, получить признание такого рода очень приятно", - отметил Фоменко.

Лучшим региональным проектом (400 тысяч рублей) стал международный проект "АНКЛАВ", реализованный в Калининграде.

"У меня поводов ездить по родине не было, но что-то изменилось за последние пять-шесть лет и их становится все больше. Я был в Екатеринбурге, Калининграде, Красноярске... Нет, там я еще не был. Я рад тому, что появилось поколение моих коллег - кураторов, арт-менеджеров, которые достойно несут груз культуры и находятся на передовой искусства", - предваряя награждение, сказал член жюри конкурса, комиссар Московской биеннале Иосиф Бакштейн.

Победителя в номинации "Новая генерация" (200 тысяч рублей) представлял член жюри, заведующий отделом новейших течений Русского музея Александр Боровский.

"Это трудно описать. Это хорошее очень человеческое искусство. Этот автор уже давно пристреливается к премиям. Это Таус Махачева", - произнес он под оглушительные аплодисменты.

"Я договорилась подержать чужую статуэтку, но оказалась своя", - ответила на это художница, работающая в жанре видео-арт и в течение последнего года уже заявившая о себе на крупных выставках, в том числе главном проекте Московский биеннале и выставке "Расширенное кино", представленной "Медиа Форумом" на последнем Московском международном кинофестивале.

Первыми в торжественный вечер призы получили лауреаты двух внеконкурсных номинаций - "За творческий вклад в развитие современного искусства" и "За поддержку современного искусства России" - называются до церемонии. В этом году ими стали частые представители России на Венецианской биеннале, художники-концептуалисты Игорь Макаревич с Еленой Елагиной и скульптор, президент Российской академии художеств Зураб Церетели, способствовавший развитию Московского музея современного искусства, на площадках которого были реализованы едва ли не большинство номинированных в этом году проектов.

При этом творческий дуэт получил 600 тысяч рублей, а Церетели - приз и диплом. Получая чем-то похожую на гантель символическую статуэтку из рук директора Третьяковской галереи Ирины Лебедевой, Макаревич пообещал и впредь продолжать в том же духе, а Церетели, награжденный замминистра культуры Григория Ивлиева, был краток. "Спасибо", - только и сказал он.

Впервые церемонию показывали в прямом эфире на телеканале "Дождь" и зрители могли оставлять комментарии в Facebook по ее ходу. Одним из первых появился комментарий Валерия Павлова, который написал "интересный эвент". Соответственно, еще одним нововведением "Инновации" стали ведущие - галеристка Айдан Салахова и главред "Большого города" Филипп Дзядко, которые разыграли роли "хорошего" и "плохого" полицейского, то есть в данной ситуации человека сведущего в современном искусстве и наоборот.

По печальной традиции, на церемонии вспоминают людей, оказавших большое влияние на развитие современного искусства, но ушедших из жизни. Минутой молчания почтили память художника, одного из лидеров советского "неофициального искусства" Эдуарда Штейнберга, который скончался в Париже на минувшей неделе.

Как ранее говорил директор одного из учредителей конкурса - Государственного центра современного искусства Михаил Миндлин, главное его изменений - увеличившийся в два раза по сравнению с прошлым годом призовой фонд. На этот раз он составил в целом три миллиона рублей - поровну бюджетные и спонсорские средства. Между тем, структура "Инновации" осталась неизменной - номинантов по прежнему отбирал экспертный совет, а окончательный выбор сделало жюри.

В этом году в его состав вошли комиссар Московской биеннале современного искусства Иосиф Бакштейн, завотделом новейших течений Русского музея Александр Боровский, директор Chalet Society (Париж - Лос-Анджелес), арт-директор берлинского Фестиваля искусств и цифровой культуры Трансмедиале Кристофер Ганзинг, исполнительный директор Московского музея современного искусства Василий Церетели, куратор Красноярской музейной биеннале Сергей Ковалевский и начальник отдела художественных программ ГЦСИ Ирина Горлова.

С работами номинантов VII конкурса "Инновация" (по пять в каждой категории) можно ознакомиться на выставке в Государственном центре современного искусства, которая будет открыта для публики по 1 мая этого года.