"Коллективное бессознательное" художников-сюрреалистов показывают в Москве
1 марта 2011 года

Выставка графических произведений художников-сюрреалистов "Коллективное бессознательное", центром которой стали редкие работы Рене Магритта, открывается в Историческом музее во вторник.

Галерее InArtis, организовавшей выставку, удалось собрать на нее 12 из 20 известных графических работ Магритта, знаменитого своей картиной "Сын человеческий" практически всем, а не только любителям истории искусств. Образ мужчины с этого полотна в темном костюме, красном галстуке и котелке, со скрытым зеленым яблоком лицом, засветился даже в фильме "Афера Томаса Крауна". В сцене ограбления музея точно так же были одеты главный герой и его сообщники.

Как рассказал на вернисаже в понедельник вечером куратор выставки Лев Платонов, самая главная из привезенных работ Магритта - гравюра с изображением курительной трубки, снабженная подписью "Это не трубка". Так художник дает всем понять, что изображение предмета - еще не он сам.

В целом на выставке можно проследить всю историю сюрреализма, развившегося из литературного течения, зачинателем которого считается французский поэт и писатель Андре Бретон, в самостоятельное художественное направление.

Его зарождение на выставке отмечено работой "Манекен" Джорджо де Кирико - в свое время Бретон счел его картину "Мозг ребенка" воплощением в живописи своих литературных образов, с чего и началось развитие сюрреализма в изобразительном искусстве.

Расцвет этого направления, помимо работ Магритта, представлен внушительной подборкой произведений Сальвадора Дали - среди более чем 20 листов есть фантастические по колористике "Ультрасюрреалистическая корпускулярная Галушка" и "Ангел дадаистического сюрреализма".

Помимо них, здесь можно посмотреть на так называемые "викторианские коллажи" Макса Эрнста. Эти гравюры вошли в его книгу "Неделя доброты", сюжеты для которой художник разрабатывал совместно с Полем Элюаром.

Этот раздел экспозиции дополнен также графикой супруги Эрнста Доротеи Таннинг и Роберто Матты - их работ всего по две, но они добавляют проекту ретроспективной представительности.

Хронологически выставку завершают фантастические произведения Ханса Руди Гигера, образы которых представляют симбиоз живого и механического начала в одном существе. Увидев этих чудовищ и вдохновившись ими, режиссер Ридли Скотт предложил художнику заняться визуализацией фильма "Чужой". Гигер согласился и в итоге получил "Оскара" в номинации "Визуальные эффекты".

Помимо самих произведений проекта привлекает внимание их аранжировка: по центру экспозиции разместилась внушительная инсталляция из светящихся разноцветьем кубов и параллелепипедов, символизирующих, по словам куратора, многообразие сюрреалистических образов. Это же многообразие, но уже воплощенное художниками, проецируется на стены в виде сменяющих друг друга картинок, а на специальных экранах крутят фильм "Тайны пространства" - дипломную работу выпускника ВГИКа Юлия Куна, основанную на 44 картинах Магритта.

Выставка "Коллективное бессознательное" работает до 25 апреля.