Художники-любители могут стать арт-звездами благодаря проекту "Музей всего" - куратор
16 августа 2012 года
Произведения непрофессиональных художников, поиском которых занимается передвижной проект "Музей всего", открывающийся в четверг в Петербурге на Новой Голландии, могут стать частью финальной выставки, которая пройдет в начале 2013 года в московском "Гараже", рассказал куратор проекта британец Джеймс Бретт.
"История искусств каждой страны проводит четкое разделение между высоким и низким. То есть всегда найдется тот, кто решает: это искусство, а это - нет. Однако в XXI веке ситуация изменилась, эти критерии не столь жестки, и искусство становится уделом не только профессионалов. Наши приоритеты - это искренность и честность художников. Произведения, которые они приносят, должны быть созданы для самих себя, а не для арт-рынка, галерей и музеев", - рассказал на пресс-конференции Бретт.
"Музей всего" представляет собой два открытых контейнера на колесах: в первом сам Джеймс Бретт и члены жюри будут общаться с пришедшими художниками, а во втором контейнере сразу же выставляются работы, которые произвели на них впечатление.
Передвижной музей уже посетил Екатеринбург, Казань и Нижний Новгород, после Петербурга Джеймс Бретт отправится в Москву, где в Центре современной культуры "Гараж" продолжит поиск художников-любителей. В начале 2013 года в "Гараже" состоится финальная выставка, на которой будут представлены самые интересные произведения. Как рассказал Джеймс Бретт, на сегодняшний день они уже выбрали более ста работ, а в завершающей российский тур выставке будут представлены порядка 30 художников из разных городов.
Организаторы подчеркивают, что музей любительского искусства - это не только выставочный проект, но также и социальный: многие работы, представленные в "Музее всего", были созданы руками заключенных и людей с ограниченными возможностями. Часть произведений появлялась на свет в результате арт-терапии.
В качестве примера художника-любителя, которого удалось найти в России благодаря "Музею всего", Бретт привел живописца из Нижнего Новгорода, который в течение 15 лет рисует в день по пейзажу, на котором изображен один и тот же парк, таким образом, фиксируя малейшие изменения ландшафта. Основатель "Музея всего" признал, что выставлять такой проект непросто, но он представляет безусловный интерес.
В Екатеринбурге организаторы нашли уличного карикатуриста, который принес им портреты, составленные из изображения хромосом, а в Казани Джеймс Бретт обнаружил художника, который на всех своих картинах изображает своего кумира - Софию Ротару, то в образе Девы Марии, то Венеры. Британский куратор отметил, что это отражает актуальную тенденцию в современном искусстве - исследование арт-средствами поп-культуры.
Среди ставших известными благодаря "Музею всего" художников Бретт назвал Александра Лобанова, создававшего свои автопортреты, где он изображал себя как героя Октябрьской революции или Гражданской войны. Работы Лобанова уже попали в частные коллекции, ими заинтересовались некоторые музеи современного искусства.
Джеймс Бретт признал, что зачастую сами художники не считают свои произведения искусством, и приносят их ему часто родственники, как правило, жены.
"В нашем проекте мы имеем дело, возможно, с самой важной для человечества формой искусства. Фактически, это - то же, что создавали первобытные люди, рисуя на стенах пещеры. Практически любой музей мира сейчас не признал бы это искусством, но мы утверждаем, что как раз это и есть настоящее искусство. Потому что это то художественное творчество, которое появляется на свет без представления о том, что принято считать искусством", - считает Бретт.
Как рассказал Антон Белов, директор "Гаража", выступившего партнером российского проекта "Музея всего", в каждом городе лучшие работы отбирала комиссия, состоящая из художников и кураторов, пожелавших принять участие в проекте. В Петербурге ими стали заведующий Сектором современного искусства Государственного Эрмитажа Дмитрий Озерков, художник Петр Белый и другие.
Белов подчеркнул, что процесс отбора в "Музее всего" радикально отличается от классической заявки, поданной на арт-конкурс: художник напрямую общается с членами жюри, сам рассказывает о своем творчестве, и может по просьбе отборщиков принести свои другие работы.
По словам организаторов, некоторые работы художников-любителей Джеймс Бретт сам покупает для своей коллекции, некоторые - принимает в дар, а в случае, если автор не готов совсем расстаться со своим произведением, с ним заключается контракт на экспонирование картины.
В Петербурге "Музей всего" продолжит работу до 19 августа.