Каталог первого российского аукциона фотографии напоминает музейный - гендиректор РАД
1 июня 2012 года
Отбор лотов для первых российских торгов фотографией, которые проведет Российский аукционный дом (РАД) в Москве в субботу, велся очень тщательно, и в итоге собралась коллекция, которая вполне может претендовать на музейное собрание, рассказал в интервью гендиректор РАД Андрей Степаненко.
"Для коллекционеров и владельцев фотографий выставление своих работ на первый аукцион всегда сопряжено с риском, так как еще нет ни статистики торгов, ни понятных предпочтений покупателей, да и желающих выставлять топовые лоты на фоне более слабых работ, мало, так как это может понизить уровень лота. Поэтому мы не просто искали лоты, а формировали общую коллекцию, где каждая работа заняла свое достойное место. В итоге каталог больше похож не на аукционный, а, скорее, на музейный", - рассказал Степаненко.
В общей сложности на аукцион выставлено 88 лотов - работы Лени Рифеншталь, Ласло Мохой-Надя и Макса Альперта, снимки Аркадия Шайхета, Георгия Липскерова, Александра Хлебникова, Вадима Гиппенрейтера, Георгия Зельмы, Николая Свищова-Паолы, Роберта Диамента и других фотографов. Самые ранние фотографии на аукционе относятся к середине XIX века - это раскрашенные акварелью "Портрет Е. Н. Муравьевой" Александра Нечаева (эстимейт 130-170 тысяч рублей) и парный портрет "Словак" и "Словачка" Торвальда Митрейтера (эстимейт каждого 140-170 тысяч рублей).
По словам собеседника агентства, художественная фотография - активно развивающийся сегмент рынка искусств.
"В то же время, российская фотография, как историческая, так и современная, имеет очень большой потенциал, который на данный момент мало реализован. Сложившаяся на российском рынке структура первичных продаж, в галереях или непосредственно у авторов, не имеет поддержки на вторичном рынке, на котором коллекционеры могли бы реализовывать имеющиеся у них работы или приобретать их на открытых торгах. Этот сегмент мы и планируем осваивать, предлагая прозрачные и равные условия для всех участников", - пояснил он.
АУКЦИОН ТОП-ЛОТОВ
По его словам, на торгах будут выставлены практически только топовые работы, а проходных не будет.
"Собирая стринг (группу сходных по качеству лотов) из практически только топовых лотов, мы постарались на первых торгах максимально представить все многообразие фотографических направлений, чтобы по итогам торгов определить предпочтения и интерес рынка", - отметил глава РАД.
История отечественной фотографии представлена с 1850-х годов в великолепных, раскрашенных акварелью портретах Александра Нечаева и Торвальда Митрейтера. Времена Серебряного века нашли отражение в работах фотографов пикториалистов Александра Гринберга и Ивана Бохонова. Период конструктивизма обозначен хрестоматийными фотографиями Александра Родченко, Николая Кубеева и отпечатками других мастеров советской фотографии. А знаменитая Лени Рифеншталь (Leni Riefenstahl) представлена фотоработой со знаменитой Олимпиады 1936 года. Знаковое место в искусстве XX века занимает фигура Ласло Мохой-Надя (L. MoholyNagy), он представлен работой 1931 года, где реальный пейзаж превращается в нечто сюрреалистическое, абстракцию, к которой стремится высокое искусство. Это самая дорогая работа раздела фотографии, ее эстимейт 1,1-1,7 миллиона рублей.
Великая Отечественная война представлена всемирно признанными шедеврами - "Горе" Дмитрия Бальтерманца и "Комбат" Макса Альперта 1942 года.
Послевоенная фотография нашла свое отражение в чудесных образцах промышленной фотографии-графики Михаила Грачева, Якова Рюмкина и Ольги Ландер. Позитивное отношение к жизни и эстетика времен развитого социализма читается в работах Марка Маркова-Гринберга, Анатолия Морозова, Ильи Наровлянского и других мастеров отечественной фотографии.
Уникальное явление в советской фотографии занимают нонконформисты 1970-х годов. Выставочные работы Бориса Смелова, классика петербуржской фотографии, ярко иллюстрируют это направление.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ РЫНОК
По мнению собеседника агентства, фотография очень перспективное направление: при всем видимом росте этого сегмента арт-рынка, многие рынки до сих пор можно считать молодыми, в том числе российский и азиатский. Так что перспектив для роста у него достаточно.
"В настоящее время, на фоне сложившихся американского и европейского рынков, происходит бурное развитие интереса к фотографии в странах Азии и Ближнего Востока. Взаимная интеграция культур и школ дает новый толчок к развитию коллекционирования, создавая новые направления, вовлекая новых участников, и, соответственно, способствует образованию новых структур на рынке. Россия, исторически являясь центром соприкосновения востока и запада, имеет все шансы занять одно из важнейших мест в этом процессе, и Российский аукционный дом особое внимание уделяет работе в международных проектах", - уверен Степаненко.
Отвечая на вопрос о готовности российских коллекционеров к тому, чтобы переключиться на собирание фотографии, Степаненко отметил, что тот факт, что РАД удалось собрать лоты такого уровня, уже само по себе говорит о желании коллекционеров участвовать в аукционах.
Однако, по его словам, говорить об устойчивой тенденции спроса в отношении фотографии можно будет после того, как пройдет несколько торгов. "Многое покажут результаты продаж, причем, не первого, а последующих аукционов. Чтобы уверенно говорить о ситуации на рынке, должно пройти не менее пяти аукционов", - добавил он.
Глава РАД также отметил, что помимо сегмента коллекционеров к фотографии все больше проявляют интерес инвесторы и финансовые институты.
"После кризиса 2008 года артбанкинг (инвестиции в искусство) становится популярным инструментом хеджирования (страхования) рисков, а аукцион, как основная площадка фиксации цен для оценки, несомненно, является необходимым инструментом для развития этого направления. Если на протяжении многих лет коллекционирование и инвестирование в фотографию являлось скорее частностью, то сейчас образовалось достаточно большое количество частных и корпоративных коллекций. Когда их было всего несколько, коммуникации между ними вполне могли выстраиваться в частном порядке, но в настоящее время это уже стало затруднительно, и необходим аукцион", - отметил он.
Одной из подтверждений наметившейся тенденции стало создание в России крупнейшего в мире арт-фонда "Собрание. ФотоЭффект", в активах которого коллекции фотографий оценочной стоимостью почти 500 миллионов долларов.
Впрочем, по мнению собеседника агентства, коллекция - это не только покупка фотографий.
"Любая коллекция должна жить и развиваться, фотографии должны экспонироваться, работы - участвовать в торгах и обменах. Приведем простой пример: в коллекции оказалось большинство работ какого-либо автора, пока все они локализованы в одном месте, говорить о них, как участниках рынка, сложно. Эти работы должны появляться в разных собраниях, участвовать в аукционах, выставляться в различных галерейных и музейных пространствах. Только в этих процессах формируется музейная и финансовая ценность работ. Именно эти потребности и удовлетворяются арт-ярмарками, выставками и аукционами", - добавил он.
ПРО ДЕЙНЕКУ И БУРЕ
Помимо фотографии, в субботу на аукционе РАД будут продавать и антиквариат, топ-лотами здесь выступают полотна выдающихся мастеров русской и советской живописи. Представлены общепризнанные имена первого ряда (Иван Айвазовский, Константин Маковский, Наталья Гончарова). Есть также несколько очень интересных работ авторов, чьи произведения встречаются на аукционах крайне редко. Степаненко отметил портрет, написанный Ипполитом Робийаром , известнейшим живописцем середины XIX века, практические все работы которого находятся в музейных коллекциях. Еще одним открытием предстоящего аукциона, по мнению эксперта, станет редкий рисунок "Обнаженная девушка" одного из крупнейших мастеров искусства соцреализма Александра Дейнеки, из собрания известнейшего советского коллекционера Михаила Гордеева соседа художника по знаменитому Дому Наркомфина на Новинском бульваре. Работы Дейнеки редко встречаются на антикварном рынке: за последние 20 лет через мировые аукционы прошло всего порядка 50 работ автора, в основном малоформатные графические произведения и эскизы.
В разделе декоративно-прикладного искусства представлен ряд редких изделий Императорского фарфорового завода. Также интересна бронзовая скульптура "Петр I, держащий на руках малолетнего Людовика XV" работы Леопольда Бернштама.
Среди ювелирных изделий можно выделить работы мастерской Фаберже и золотые карманные часы "Павел Буре", украшенные эмалевым двуглавым орлом.
Всего на торги в субботу будет выставлено более 350 работ с совокупным эстимейтом 267 миллионов рублей.