Картины Караваджо "Ужин в Эммаусе" и "Положение во гроб" покажут в ГМИИ
8 ноября 2011 года
Выставка живописных картин итальянского художника Микеланджело да Караваджо, бунтаря и хулигана, повлиявшего на творчество Рубенса и Веласкеса, откроется в ГМИИ им. Пушкина 26 ноября, сообщили в пресс-службе музея.
В состав экспозиции вошли 11 произведений Караваджо - в мировом масштабе это крайне представительная выставка, поскольку картин мастера до наших дней дошло не так уж много, все распылены по различным, преимущественно итальянским, собраниям. Музейщики расстаются с ними крайне неохотно, поскольку редко где есть больше одной картины Караваджо, а ради даже одного его произведения в музей приезжают тысячи посетителей.
По числу работ мастера первенство занимает римская галерея Боргезе - в собрании шесть его картин. В Москву оттуда приедет "Мальчик с корзиной фруктов", один из ранних портретов Караваджо, где изображен обычный юноша из народа, наделенный яркой и чувственной красотой.
Полный состав экспозиции пока не раскрывается, однако уже известно, что в ГМИИ также можно будет увидеть алтарное полотно "Положение во гроб". Его показ станет подлинным событием: оно считается наиболее впечатляющим творением Караваджо, которое к тому же крайне редко покидает стены Ватиканского дворца.
Из римской церкви Санта Мария дель Пополо выдали одно из двух написанных для нее масштабных алтарных полотен - "Обращение Савла".
Эксперты отмечают, что в нем присутствует и совершенное владение рисунком, и монументальность, наряду с необычной для того времени композицией: лошадь, с которой упал пораженный божественным явлением Савл, занимает значительную часть холста, в то время как на картинах предшественников и современников Караваджо обычно доминировали библейские герои.
Одно из наиболее известных полотен Караваджо - "Ужин в Эммаусе" - принадлежит Лондонской национальной галерее, в Москве было решено показать еще одну его версию из миланской Пинакотеки Брера, где Иисус Христос трактован менее радикально.
Зато талант Караваджо к изменению канонов особенно четко на выставке можно проследить по двум картинам, изображающим Иоанна Крестителя. На одной из них, из Капитолийского музея, написан молодой улыбающийся обнаженный юноша, образ Крестителя угадывается лишь по барану - символу священной жертвы и виноградным листьям, сок ягод которого символизирует Христову кровь. На другой, доставленной из римской галереи Корсини, Иоанн Креститель более сдержан и строг, хотя выглядит не как старик или даже взрослый.
На вкус современников, работы Караваджо выглядели слишком экстремально и экстравагантно, а кое-кто - например, классицист Никола Пуссен, обвинял его в попытке разрушить живопись. Эта экспозиция, подготовленная по случаю Года Италии в России, позволит каждому понять, насколько реформаторское влияние оказал художник на развитие истории изобразительного искусства.
Выставка будет работать до 19 февраля.