Итоги международного портфолио ревю подведены в Москве
3 сентября 2011 года
Как минимум восемь из 185 фотографов, принимавших участие в Международном портфолио ревю, которое впервые проходило в России с 29 августа по 2 сентября, поедут на фестиваль фотографии FotoFest в Хьюстоне, сообщила на пресс-конференции в ЦСК "Гараж" в пятницу вечером Венди Вотрисс, основательница FotoFest.
Главной выставкой грядущего фестиваля станет "Современная российская фотография от послевоенного авангарда до наших дней", а ее кураторами назначены Евгений Березнер и Ирина Чмырева, которые являются также организаторами портфолио ревю с российской стороны.
"Как минимум восемь молодых фотографов, которые представили свои работы здесь, будут приглашены в часть проекта, посвященного современной российской фотографии", - рассказала она, подводя, таким образом, итоги почти недельного марафона.
Работы участников рассматривали в течение четырех рабочих дней 55 ревьюера - эксперты в области современной фотографии. Фотографы в формате 20-минутного собеседования должны были наилучшим образом представить свои работы одному из специалистов, а тот в свою очередь - оценить перспективность авторов для международных и российских проектов. И здесь стопроцентно действует принцип "важна не победа, а участие", поскольку проигравших в портфолио ревю попросту нет - это не конкурс, а место встречи, где можно наладить профессиональные связи и увидеть, как работают твои коллеги. Завершающим проектом стала "Ночь фотографов", которая прошла в "Гараже" накануне закрытия портфолио ревю, в четверг, и в ее рамках все участники представили свои работы в демократичной форме - раскладывая на столах. Ревьюеры получили возможность увидеть те работы, которые им не попались за три дня собеседования, а приглашенные гости - галеристы, коллекционеры и кураторы выбрать понравившиеся снимки для своих проектов.
ТАЛАНТОВ МНОГО, ИНТЕРНЕТА МАЛО
Говоря про уровень представленных работ в целом, международные ревьюеры сошлись во мнении, что в России много талантов, но им стоит более широко смотреть на вещи и не стесняться заявлять о себе всеми доступными способами, включая интернет.
По мнению Фредерика Болдвина, еще одного основателя FotoFest, частью которого является портфолио ревю, главное для фотографа - его содержание и "способность выразить глубинные чувства с помощью фотографии". А этим, как считает Вотрисс, могут похвастаться далеко не все фотографы, чьи снимки они оценивали в эти дни.
"Может быть, половина участников, которых мы отсмотрели, не слишком четко ощущали себя и не знали, что именно они хотели сказать своими фотографиями, а ведь это одна из самых важных вещей, поэтому надо слушать себя", - полагает Вотрисс.
Основатель FotoFest уверена, что в нынешнее время с помощью интернета можно неплохо продвинуть себя в мире фотографии.
"Используйте интернет больше, чем используете его сейчас, чтобы коммуницировать с людьми, от которых зависит принятие решений, у меня есть минимум 15 способов, как это можно сделать", - поделилась она. Хотя 14 остальных она не озвучила, но об одном из них - отправить свои работы организаторам потфолио ревю - теперь известно точно.
Вместе с тем, другие ревьюеры - директор Музея фотографии в Шарлеруа Ксавие Каннон и арт-директор Национального медиа музея в Брэдфорде Шарлотта Коттон высоко оценили уровень представленных работ, и нашли в них свои преимущества. Так, Каннон отметил, что он смог лучше узнать Россию и ее историю, а Коттон убедилась в независимости наших фотографов от арт-рынка.
"На Западе фотографы изначально ориентируются на него и художественные институции, а русские стремятся в первую очередь выразить себя", - отметила она.
Были в эти дни и не только профессиональные, но и личные открытия - как сказал Болдвин, сам он, будучи документалистом, обращает внимание на другой подход к съемке и ищет то, что сможет его удивить. На этот раз открытием для него стало общение со своим ровесником (Болдвину 82 года), представившим на портфолио ревю снимки своего отца.
За эти несколько дней ревьюеры и фотографы стали одной командой. Иначе на итоговой пресс-конференции не было бы такой теплой атмосферы и настоящего аншлага - в лекционном зале "Гаража" были заняты все места, включая ступени и проходы.
В ПЕРВЫЙ, НО НЕ В ПОСЛЕДНИЙ
Несмотря на то, что Международное портфолио ревю завершило свою работу, оно может проводиться в России ежегодно. Зависит это, как говорил ранее директор "Гаража" Антон Белов, от успешности первого проекта, в которой организаторы, судя по всему, уже не сомневаются. Тогда появится дополнительная возможность привлекать партнеров и спонсоров, чтобы сохранить возможность бесплатного участия в ревю.
"По итогам можно сказать, что формат портфолио ревю у нас соответствует международному с тем отличием, что у нас фотографы могут принимать участие бесплатно, поскольку взнос в 800 долларов не всем под силу", - в очередной раз отметил Белов.
Что касается профессиональных перспектив для участников первого российского портфолио ревю, то, как рассказала Коттон, она особенно пристально будет следить за группой молодых фотографов из Санкт-Петербурга, в чьих работах чувствуется "энергия, которая там клубится".
"Мне понравилась, что они поддерживают друг друга, их мощь, когда они говорят на интернациональном языке, говоря о локальных вещах - это новое явление, специфичное и очень интересное", - объяснила она.
Символически подарком портфолио ревю стала выставка первого в истории художественного фотоснимка "Два пути жизни", который в 1857 году сделал британский фотограф Оскар Густав Рейландер, использовав при этом прогрессивную по тем временам технику монтажа. Одна сторона изображения - это фигуры, олицетворяющие добродетели, другая - пороки и соблазны.
Как заметил Березнер, "достоинство этой работы - в некоем напутствии людям, не в нравственном смысле, а в том, что жизнь состоит из огромного количества фрагментов, из которых человек сам должен суметь составить картину своей жизни в зависимости от того, какой он хочет ее видеть".