Историю польского дизайна можно изучить в ГМИИ на выставке плаката
20 декабря 2011 года
Историю страны и взлет дизайнерской мысли покажет выставка "Польский плакат XIX- XX века", открывающаяся в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина во вторник.
Экспозицией ГМИИ подтверждает тот факт, что в его собрании, помимо живописи старых мастеров, импрессионистов и слепков, есть много чего еще интересного. Вслед за выставками работ чешских, французских, британских, а теперь и польских художников, работавших над образами рекламы, музей планирует продолжить традицию знакомства посетителей с собственной коллекцией графики.
Тематика сотни рекламных плакатов, представленных в экспозиции, связана с культурной жизнью: салонами, литературными и благотворительными вечерами и балами. Так, можно увидеть постеры выпускника Мюнхенской академии Теодора Аксентовича, зазывающие на выставки основанного в Кракове товарищества художников Польши Sztuka. На одном из них в стилистике графики Альфонса Мухи, в венке, прихватывающем рыжие разметавшиеся локоны, изображена его постоянная модель, первая красавица Кракова Ата Закржевска.
Представлены также работы других участников товарищества: Казимежа Сихульского и Юзефа Мехоффера, а также Кароля Фрыча - здесь можно увидеть, например, его рекламу гильз для папирос 1907 года с изображением какаду.
Варшавские художники текст на плакатах дублировали на двух языках - сверху русский, внизу обязательно перевод на польский язык. По словам куратора экспозиции Ирины Никифоровой, таким образом они отстаивали национальную идентичность, когда некоторое время Варшава входила в состав Российской империи.
Есть на выставке и забавные плакаты послевоенного времени - один из них, рекламирующий цирк, выглядит как оммаж произведениям Энди Уорхола, буквально повторяя его знаменитые портреты. Другой, также на цирковую тематику, изображает гимнастку в позе Моны Лизы, у которой за головой внезапно оказались ноги.
"Как дизайнеры польские художники того времени превзошли всех, был мощный прорыв, многие специалисты до сих пор считают те их работы эталонными", - отметила куратор и добавила, что в то время рекламщики обратились к западной традиции и вообще стали более открытыми миру.
Она считает, что на выставке по безупречно с художественной точки зрения выполненным постерам вполне можно проследить польскую историю - начиная от плакатов рубежа XIX-XX веков, когда художники были озадачены сплочением нации и многое в их работах заимствовалось не только в интернациональных художественных стилях, но и народном искусстве и до открытости западным ценностям в послевоенное время.
Коллекция польского плаката попала в ГМИИ преимущественно из расформированного в конце 1940-х годов Музея нового западного искусства, основу которого, в свою очередь, составляли национализированные после революции собрания живописи и прикладного искусства.
В коллекцию прикладной графики музея, помимо польского плаката, входят эскизы оформления книг и журналов, театральные программы и открытки. Весьма обширен и географический охват мест, где они были сделаны - это и Австрия, и Германия, и Испания, и США.
По словам куратора выставки польского плаката, в ГМИИ уже начали работу над следующей экспозицией, которая позволит более полно представить собственное собрание графики.
"Сейчас мы готовим выставку американской книжной и журнальной обложки - очень интересный проект, который мы покажем в следующем году", - заключила собеседница агентства.