Границы человеческих возможностей исследуют на ретроспективе Абрамович в "Гараже"
8 октября 2011 года
Грандиозная ретроспектива "В присутствии художника" сербской художницы Марины Абрамович, которая уже 40 лет занимается искусством радикального перформанса, изучая возможности человеческого духа и тела, открылась в ЦСК "Гараж" в субботу.
При входе в центр - табличка, как в старых советских кинотеатрах, предостерегающая, что лицам до 16 осматривать проект не рекомендуется, поскольку "выставка включает в себя видео с откровенными сценами, жестокими видеофрагментами и перформанс с участием обнаженных людей".
Рефреном к дальнейшему действу служит гигантский портрет Абрамович в смирительной рубашке.
"Это - метафора: вы можете подвергать каким угодно испытаниям свое тело и в итоге приручить его, но дух - никогда", - сказала на превью выставки в пятницу вечером художница.
Она не понаслышке знает, о чем говорит - страх смерти, боли и страдания всегда подпитывали воображение Абрамович. И она в буквальном смысле своим телом выражала самые разнообразные идеи - от межличностных до политических. Например, стоя перед готовой в любой момент поразить ее стрелой изучала механизм доверия, а, отмывая горы окровавленных костей в видеоинсталяции-перформансе"Балканское барокко", выражала свое отношение к гражданской войне в Югославии.
Что бы ни делала художница, в конечном счете, по ее собственному признанию, она хотела изменять себя и зрителей ментально и энергетически.
Первое изменение посетителей ждет на самом входе на выставку - чтобы пройти на нее, придется преодолеть собственную стеснительность, протискиваясь через преграждающих путь обнаженных, стоящих друг напротив друга мужчину и женщину. Это один из четырех реконструированных для проекта перформансов Абрамович, который она со своим другом и партнером Улаем делала в болонской галерее Communale d'Arte Moderna в 1977 году. Сейчас в реальном времени его показывают несколько из 47 отобранных и обученных художницей волонтеров. В течение пяти дней до открытия выставки она объясняла им, как преодолевать себя, не реагируя на внешние факторы и терпя боль в мышцах от многочасовых статических поз.
"Мы очень быстро живем, все вокруг шумит, а этот проект, самый крупный в моей биографии, - знакомство людей с другим темпом жизни", - пояснила Абрамович. Для нее же, кажется, время давно если не остановилось, то потеряло свою власть - на вид художнице, который вот-вот исполнится 65 лет, не дашь больше 40.
Участники воссоздания перформансов, со своей стороны, выразили абсолютную готовность вникать в метод художницы, дарующий вечную молодость, и поделились первыми результатами. Все как один рассказывали, как за время тренировок и специальной диеты смогли понять, насколько велики возможности человека и почувствовать, что такие нагрузки воспитывают тело за несколько дней так, как не смогли хореография и армия.
Реконструированные перформансы куратор выставки Клаус Бизенбах поместил в так называемый "черный куб" - затемненный зал, подобный театральному. Его софиты то выхватывают из мрака то пару, соприкасающуюся указательными пальцами, то лежащих обнаженных женщин, накрытых скелетами или же словно парящую в воздухе нагую девушку с разведенными врозь руками и ногами, на самом деле сидящую на вмонтированном в стену велосипедном седле.
Далее следует "белый куб" - там, по сути, демонстрируется музейная ретроспектива: не живые перформансы, а задокументированные на фото и видео полсотни акций Абрамович, а также причастные к ним предметы. Например, недавно найденный фургон, в котором в 1970-е художница жила со своим возлюбленным и партнером Улаем или же 72 предмета из "Ритма 0", в том числе свечи, вата, цепи и помада. Воплощая это перформанс в 1974 году, Абрамович предложила зрителям делать с ней все, что заблагорассудится с помощью этих вещей. Те вначале стеснялись, а потом искалечили и чуть было не убили ее из предложенного пистолета. Несмотря на опасность, взаимодействие с публикой, признается художница, один из самых важных аспектов ее деятельности. Своего апогея он достиг на перформансе 2010 года "В присутствии художника", в ходе которого Абрамович в течение трех месяцев, пока шла ее выставка в нью-йоркском Музее современного искусства (MoMA), буквально играла в гляделки с любым желающим. Этой акции посвящен отдельный зал - на одной его стене на множестве экранов показывают лицо художницы, и кажется, что оно практически не меняется день ото дня, в отличие от лиц ее добровольных партнеров, которые, сменяя друг друга, то изо всех сил таращат глаза, стараясь не моргать, то смеются, а то и плачут.
На московской ретроспективе он получил свое продолжение в виде нейронаучного эксперимента под названием "Измерение магии взгляда". В течение следующей недели любой желающий по предварительной записи сможет вступить в визуальный контакт с Абрамович, а специальные датчики будут в этот момент снимать энцефалограмму мозга участников и выводить его 3D модель на экраны.
Впрочем, художница после выставки хочет получить не только научное объяснение обмену энергии между перформансистом и зрителем.
"В течение сорока лет я создаю ситуацию, чтобы искусство перформанса стало искусством мейнстрима. Когда-то мы все умрем, но я хочу оставить после себя метод подготовки к перформансу и опробовать его прямо сейчас, в Москве", - заключила Абрамович.
Проект "В присутствии художника" - последняя выставка, которая будет работать до 4 декабря в "Гараже" по прежнему адресу на улице Образцова. Летом центр должен продолжить свою деятельность на новом месте - в павильоне "Времена года" в ЦПКиО им. Горького.